Чего ждать в Таиланде к зиме?
Политическая ситуация в Таиланде спутала карты операторам, которые уже приступили к планированию зимнего сезона. Как военный переворот, произошедший 22 мая, повлияет на популярность направления среди туристов и каким окажется спрос на тайский турпродукт по сумме всех негативных факторов? Об этом корреспондент «ГЛ» в начале июня говорила с экспертами рынка.
Смена власти как традиция
Как это ни странно, но большинство специалистов направления пока оценивают текущую ситуацию в Таиланде весьма позитивно: здесь спокойно, туристов, в момент переворота отдыхавших на курортах страны, немного взволновало только введение комендантского часа – но его быстро сократили до четырех часов в сутки. Отдаленные провинции и вовсе перестали его соблюдать в первую же неделю, а 3 июня на популярных курортах – в Паттайе, на Самуи, Пхукете – комендантский час вообще отменили. Все митинги и демонстрации проходили только в Бангкоке, причем в отдаленных от туристических достопримечательностей районах. А учитывая, что это уже двенадцатый военный переворот за последние 80 лет, происходящее сами тайцы считают обычным делом. Так, на акции против хунты 25 мая – в день прихода армии к власти – вышли около тысячи человек. Всего же население Бангкока составляет более шести миллионов. Процент вполне показателен.
Однако гарантировать полный порядок к зиме в стране, где только что произошел переворот, все же сложно. Даже заместитель почетного консула РФ в Паттайе Виктор Кривенцов, который живет в королевстве более 20 лет, затрудняется давать прогнозы: «Правительство только формируется, никто не знает сейчас, что будет в ближайший месяц, а вы спрашиваете о зиме. Но я могу точно сказать: как только внешние признаки переворота уйдут, спрос, которые сейчас немного упал, восстановится очень быстро. Я сам застаю уже не первый переворот, был тут и во время цунами, каждый раз все идет примерно по одному сценарию: две-три недели – и туристы снова едут».
Российский след
Намного серьезнее на сезон в Таиланде могут повлиять события в России, считает Виктор Кривенцов: «Ведь падение спроса началось до беспорядков в Бангкоке». Сейчас на этом не акцентируются: сезон низкий, турпоток в Таиланд небольшой. Но что будет, когда придет время массовых продаж?. «Пока непонятно, на какой отметке остановится курс доллара, а он оказывает большое влияние на цены тайских туров – стоимость перевозки весит в пакете много, и эти расходы никак не сократить, – пояснил коммерческий директор TEZ Tour Александр Буртин. – Кроме того, российские рублевые зарплаты не индексируются, цены растут весь год. Если у людей к зиме не будет денег, то сезон окажется совсем нерадостным». С другой стороны, как отметил г-н Буртин, Таиланд – направление все же популярное и востребованное, поэтому рисков здесь меньше по сравнению с другими азиатскими странами, даже несмотря на политическую ситуацию. С этой точкой зрения согласился и Олег Хигер, директор по продажам «Натали Турс»: «Есть ощущение общего спада, но Таиланд – направление само по себе недорогое, да и операторы снижают цены на туры. К тому же – долларовое, а спрос на долларовые туры сейчас даже немного растет».
Не до драки
Давать долгосрочную оценку спросу на направление в условиях двойных рисков, когда на нестабильность в Таиланде накладывается неопределенность российского потребителя, примерно то же самое, что публиковать летом прогноз погоды на зиму. Иными словами, дело неблагодарное. Наблюдатели ожидают падения объема продаж в целом по рынку аж до 30%. Крупные компании более оптимистичны. Те из них, кто придерживается тактики «семь раз отмерь, один раз отрежь», как, например, TEZ Tour, ставят для себя в качестве желательного ориентира планку продаж прошлой зимы. Или вот «Библио Глобус» – ожидает колебания спроса в ту или иную сторону на 10–15%. Так же оценивают ситуацию в «Натали Турс». Кто-то рапортует о готовности наращивать обороты. Мы не будем поощрять такое шапкозакидательное настроение. Более реалистично выглядят планы расширения тайских программ за счет запуска рейсов из новых регионов – что анонсирует «Пегас Туристик».
Любопытно, что ведущие игроки направления, прошлой зимой воевавшие с «Библио Глобусом», уже не поднимают эту тему, как и сам «виновник» возникшего ажиотажа. Вероятно, всех примиряет тренд провала спроса со стороны потребителей, который, при негативном раскладе, может создать в бюджетах туроператоров огромные дыры. И в этих условиях не до внутриотраслевых разборок. Тут как раз появляется шанс консолидации, о котором, хоть и кулуарно и осторожно, начинают говорить идеологи компаний.
***
Если развитие спроса на Таиланд пойдет по негативному сценарию, откуда ждать подмоги? Отельная база в Таиланде недорогая. Поэтому операторы на большие скидки от гостиниц не рассчитывают. «Конкуренция за размещение есть, она привычная – ни отелей, ни игроков не становится ощутимо больше или меньше, – выразил общее мнение один из экспертов. – Политический кризис на это практически не влияет. Так что и цены, и условия сотрудничества остались прежними». Но что интересно – раньше тайские отельеры каждый год поднимали ценовую планку – потихоньку, на 5–8%. В этом году от роста отказались, рассказал управляющий директор принимающей компании «Библио Глобуса» Sayama Travel Павел Горбенко.