Владельцы «Южного Креста» планируют к осени передать контроль над предприятием в другие руки.
15 июня собственники «Южного Креста» Андрей Кузнецов и Марина Борисовская на пресс-конференции объявили о продаже половины своего бизнеса стратегическому инвестору – австрийскому Meinl Bank в обмен на кредитную линию размером в 1 миллиард рублей «по чрезвычайно выгодной процентной ставке». Буквально через несколько дней, 19 июня, газета «Ведомости» сообщила несколько иную информацию – до конца октября Meinl Bank станет владельцем 80% компании.
По понятиям
Перераспределение бизнеса согласно официальной версии, которую г-н Кузнецов озвучил газете «Ведомости», планируется так: сначала банк приобретает 50% «ЮК» (как это и сообщалось на пресс-конференции). К концу октября он получит еще 30% – Марина Борисовская продаст оставшиеся у нее 20%, а Кузнецов – 10%. Основатели компании сохранят, таким образом, только 20%. Получив контроль над предприятием, Meinl Bank назначит гендиректора, главного бухгалтера и куратора финансового блока. Председатель совета директоров Meinl Bank Петр Вайнцирил подтвердил эту информацию. Сумма сделки сторонами не разглашается.
«Южный Крест», известный своей креативностью, даже собственную продажу обставил необычно. Спрашивается, для чего надо было на пресс-конференции заявлять только часть плана, а через несколько дней раскрывать реальную схему?
Ответ на этот вопрос у г-на Кузнецова редакции «ГЛ» получить не удалось, он отказался комментировать тему. Поэтому остается предполагать. Довольно убедительно звучит версия: витиеватая подача информации не что иное, как попытка нынешних владельцев минимизировать потери, связанные с возможной негативной реакцией профессионального рынка на новость о скорой утрате ими контроля над бизнесом. Туристическое сообщество, как известно, живет по своим понятиям. Важную роль для выбора партнера играет доверие к первым лицам компании. «ЮК» в исполнении тандема «Кузнецов – Борисовская» свою репутацию заработал за последние пять-шесть лет. Несмотря на постоянные слухи о сложном финансовом положении туроператора, которые сопровождают его с прошлой весны, кредит доверия у розничных партнеров к нему значительный, желание работать есть. Чем станет заниматься и как намеревается вести бизнес новый владелец – никому не известно. Муссирование этих сведений в профессиональной среде, очевидно, не выгодно действующему руководству компании. Впрочем, данная версия имеет и слабые стороны – информация, когда бы она ни попала на В2В-рынок, в любом случае будет досконально рассмотрена и обсуждена агентствами. И без должных объяснений она куда более неприятна, чем сведения, растолкованные первоисточником. Согласно другой версии – временной разрыв в подаче данных о продаже «Южного Креста» мог быть связан с неопределенностью отношений нынешних и будущих держателей «контрольного пакета» туроператора.
Какая бы причина ни стояла за столь странным многоходовым объявлением намерений компании, всех интересуют два вопроса: кто скрывается за ширмой Meinl Bank и какова надежность «ЮК» в текущий момент и в будущем?
Причем здесь Елена Батурина?
Ясно, что руководство «Южного Креста» заинтересовано в такой трактовке сделки, как она звучит в заголовке «Ведомостей» от 19 июня: «Иностранцы покупают российскую туристическую компанию». Но в то, что австрийский банк приобретет «ЮК» для себя, не верит, пожалуй, ни один эксперт. Как минимум потому, что куда более опытные в турбизнесе европейские компании (Hotelplan, Thomas Cook, Kuoni) уже обожглись на российской земле. Прагматичные банкиры вряд ли имеют экономическую мотивацию вешать себе на шею отечественного туроператора. Размышляя на эту тему, экс-президент «Мегаполюс турс» Эдуард Кузнецов сказал буквально следующее: «Не могу понять. Насколько я знаю, Meinl Bank не занимается туризмом. Но даже если и имеет какие-то связи с этим бизнесом, нужны очень веские причины, чтобы профинансировать представителя отрасли, которая переживает не лучшие времена. Здесь больше вопросов, чем ответов».
Неудивительно, что на рынке преобладает мнение – за кулисами сделки «Южного Креста» и Meinl Bank маячит фигура отечественного предпринимателя, имя которого по разным причинам не разглашается. «Я не знаю всей подоплеки сделки, но не удивился бы, если бы оказалось, что за ней стоят интересы российских структур и частных лиц», – сказал руководитель «Асент Трэвел» Евгений Судьбин.
Наводку на имя возможного реального покупателя дал сам Петер Вайнцирил. В ходе пресс-конференции 15 июня он обмолвился, что среди клиентов банка много российских предпринимателей, которые участвуют в гостиничном бизнесе, например Елена Батурина. Кроме того, как выяснилось на том же мероприятии, зимой «ЮК» будет делать горнолыжную Австрию. Ну а поскольку г-жа Батурина имеет отель в альпийском Китцбюэле и активно расширяет свою отельную империю (в настоящее время в нее входят объекты размещения 4* и 5* в России, Австрии, Чехии, Ирландии), логично было связать эти два события. Одно из отраслевых электронных изданий тут же опубликовало новость: «Южный Крест» куплен Батуриной... Не успел на рынке подняться шум, как Андрей Кузнецов в резкой форме опроверг это заявление. Теоретически такая острая реакция могла быть следствием условий сделки о неразглашении информации.
«Трансаэро»: помиловать!
В туроператорской среде до последнего времени доминировала версия о том, что посредником в переговорах между «ЮК» и заинтересованной стороной выступил некий российский предприниматель, а его имя скрывается из-за подмоченной репутации. Говорят даже, что известие о договоренностях с ним вызвало неудовольствие четы Плешаковых, владельцев авиакомпании «Трансаэро». Эти предположения Андрей Кузнецов категорически опроверг. Тем не менее, в преддверии всех официальных объявлений крайне важной была реакция «Трансаэро». Развязка наступила 13 июня. В ответ на запрос «ГЛ» PR-директор авиакомпании Сергей Быхал сообщил: «Южный Крест» в полном объеме выполняет все свои текущие финансовые обязательства перед авиакомпанией «Трансаэро» по летней программе полетов 2012 года. Строго соблюдается график погашения туроператором реструктурированной задолженности по зимнему периоду полетов. У «Трансаэро» нет никаких оснований сомневаться в финансовой устойчивости туроператора «Южный Крест».
Можно предположить, что, выбирая между «казнить» и «помиловать», авиакомпания предпочла последний вариант под гарантии туроператора расплатиться с задолженностями. Благословление перевозчика, по сути, является важнейшим инфоповодом в данной истории. Поскольку оно дает «Южному Кресту» определенный кредит доверия.
Мечты сбываются?
Коллеги г-на Кузнецова по цеху, комментируя нарисовавшиеся перспективы «ЮК», оказались на удивление единодушны: «если все получится, это удача», «повезло». Кто-то даже назвал проект по продаже туроператора «подвигом Кузнецова». Пристроить свой бизнес в чужие «хорошие руки», да еще и отойти от дел, сохранив небольшую долю – это ли не мечта многих владельцев туроператорских компаний «ветеранов демпинговых войн»?
И, тем не менее, анализируя имеющуюся информацию, эксперты отмечают: заявление о втором этапе сделки – всего лишь намерение. Окончательное решение, скорее всего, будет принято покупателем осенью после полного аудита и с учетом финансовых итогов лета. Для достижения искомого результата туроператору крайне важно избавиться от убыточных программ, вывести сезон в плюс.
В том, что основатели «ЮК» даже при самом лучшем раскладе продадут свои доли со значительной прибылью для себя, наблюдатели, опрошенные редакцией «ГЛ», сомневаются, ссылаясь на неофициальную информацию о накопившихся задолженностях туроператора перед партнерами. Компании такого уровня оценивается экспертами в 15–20 милл долларов. Спроса, правда, нет... Как видим, почти нет.