Туристические лейтмотивы 2010 г.
Что в финале?
В уходящем году рынок окончательно проснулся от спячки. На фоне растущих турпотоков туроператоры возобновили «войны» на земле и в воздухе, агенты же с новой силой ринулись в бой за клиента. И что мы имеем в финале самых острых сюжетных линий уходящего 2010 года?
Разборки в небе:
результаты противостояния авиаперевозчиков
2010 год прошел под знаком беспрецедентной конкурентной борьбы между авиакомпаниями – в коридорах власти и на дальнобойных маршрутах.
Напомним завязку. В конце марта «Аэрофлот» вдруг заявил рынку о законных правах назначенных перевозчиков, и все, кто где-либо имеет такой статус, перестали согласовывать конкурентам чартерные рейсы, ссылаясь на приказ Минтранса № 92 двухгодичной давности.
Наиболее горячо летом было в Ларнаке и Ираклионе, где пересеклись интересы «Аэрофлота» и «Трансаэро», кроме того – в Бургасе и Варне, откуда своих соперников вытесняла «Сибирь». Заложниками этой ситуации стали туроператоры. Ведь контракты с авиакомпаниями, не допущенными на линии, подписывались еще до начала «разборок» в воздухе. Консолидаторам приходилось срочно пересаживать туристов на борта назначенных перевозчиков, как правило, неся при этом финансовые потери.
Осенью продолжились споры за несколько зимних маршрутов. Из горнолыжных – за австрийские Зальцбург и Инсбрук, французский Шамбери, из пляжных – за индийский штат Гоа. Решения авиавластей, как и летом, обычно были в пользу «назначенных», за редкими исключениями. К началу дележа направлений нового сезона 92-й приказ подкорректировали: теперь Росавиация получила право игнорировать требования назначенного перевозчика, если сочтет их необоснованными. Но на практике ведомство этим почти не пользовалось.
Фактически туроператоров весь год держали в состоянии неопределенности. Им приходилось продавать путевки, не зная, взлетит ли в нужный пункт авиакомпания, на которую сделана ставка. Росавиация месяцами совещалась, но решения о допуске на маршруты бесконечно откладывались. А когда принимались, то формулировались столь нечетко, что оставляли массу вопросов.
Даже на момент сдачи в печать этого номера «ГЛ» отсутствовала ясность с перелетами на зимних горнолыжных направлениях. Но было очевидно, что «Аэрофлот» и «Трансаэро» теперь доминируют на австрийских и французских маршрутах, «Сибирь» – на болгарском. В результате возросла стоимость перевозки. По оценкам Александра Морозова, исполнительного директора «Авиачартера», доля транспортной составляющей в цене турпакета увеличилась на 20–50% в зависимости от направления.
Что дальше? Как считает Сергей Бураков, начальник отдела авиаперевозок турфирмы «Нева», в ходе контрактинга на лето-2011 назначенные перевозчики только усилят давление на чартерных конкурентов. Эксперт не исключает, что «Ямал», например, или «Татарстан» могут вовсе уйти с популярных заказных маршрутов. Впрочем, сами авиакомпании, испытывающие трудности из-за лоббизма конкурентов, пессимизма не демонстрируют. «Благодаря привлекательной стоимости, наши рейсы востребованы у туроператоров, – говорит Илья Лебедев, зам коммерческого директора «Ямала», – будем договариваться с Росавиацией, кроме того, усилим присутствие на линиях, где не требуется согласований».
Есть и другой путь «добиться правды» – через суд. Напомним, прецедент еще в июле создала «Трансаэро», отспорившая у «Аэрофлота» право на маршрут Москва – Ларнака. Вместе с тем на прямой вопрос корреспондента «ГЛ», будут ли у перевозчика рейсы в этот пункт следующим летом, Сергей Быхал, директор по связям с общественностью «Трансаэро», ответил весьма уклончиво: «Никаких прогнозов – решение зависит не от нас».
…А пока две крупнейшие авиакомпании ведут спарринг на дальнемагистральных направлениях, где у них нет российских конкурентов. «Аэрофлот», пополнивший парк широкофюзеляжных самолетов, вторгся в традиционные вотчины «Трансаэро»: поставил регулярные рейсы на Пхукет, о. Бали, в Доминикану, вернулся на линию Москва – Мале (Мальдивы).
«Трансаэро» ответила нацперевозчику возобновлением перелетов на Кубу (Варадеро).
В результате жесткой конкуренции стоимость кресел для туроператоров в ЮВА и Карибский регион не увеличилась, а на некоторых направлениях даже несколько снизилась. Игроки, не вхожие в трансаэровский пул, получили доступ к рейсам «Аэрофлота». С другой стороны, значительное увеличение перевозки уже в начале зимнего сезона вызвало профицит и волну SPO по Индии, Кубе, Таиланду. Пока все риски по загрузке бортов лежат на ТО, но контракты предусматривают для турфирм возможность уменьшить свои квоты или вовсе отказаться от блоков уже после Нового года. Эксперты не исключают, что «Трансаэро» в такой ситуации может сократить периодичность вылетов. От «Аэрофлота» ждут другой тактики: нацперевозчик скорее предложит партнерам, успешно закрывающим взятые квоты, дополнительные билеты по очень низкой цене, прогнозируют наблюдатели.
И было на службе и в сердце у них
Огромное небо, огромное небо
Огромное небо, одно на двоих…
Эдита Пьеха,
из песни «Огромное небо»
Ушедшие:
с музыкой и без
Серийные банкротства турфирм, о возможности которых давно говорили эксперты, стали приметой 2010 года. О самом крупном кризисе туроператора читайте в специальном материале на стр. 14, здесь же остановимся на других туристических ЧП.
Северную столицу будоражили проблемы с турагентствами. Одно из них – ООО «Анжелика», работавшее под брендом сети «Магазин горящих путевок» (МГП), в феврале оставило без отдыха и денег более 80 туристов. Причина – неоплата туроператорам. Руководитель фирмы Сергей Алексеев пообещал рассчитаться с несостоявшимися путешественниками в течение 60 дней, но возвраты получили единицы, да и то на символические суммы. Пострадавшие потянулись в суды. «МГП» разорвало отношения с бывшим партнером. Сама же «Анжелика» освободила офисы, однако к апрелю чудесным образом реинкарнировала в тех же точках, с прежними сотрудниками и руководством, но под маркой «Глобус». Клиенты и этой фирмы уже спустя месяц стояли перед закрытыми дверями, тщетно пытаясь получить назад свои кровные.
История получила продолжение в августе: СМИ сообщили, что г-н Алексеев арестован и обвинен в мошенничестве, нанесенный им ущерб оценили в 2,1 млн рублей. Однако в ноябре Светлана Мержвинская, начальник юротдела Балтийской ассоциации защиты прав туриста, сообщила корреспонденту «ГЛ», что у них до сих пор нет сведений о том, что Алексееву предъявлено обвинение. Между тем арест личного имущества директора в случае его осуждения – едва ли не единственная надежда пострадавших туристов, говорят в ассоциации, так как на счетах самой «Анжелики» пусто.
Летний сезон в Питере ознаменовался еще одним скандалом – с ТА Miracle Travel. 1 июня руководитель этой компании Евгений Скворцов на пару с директором по развитию Екатериной Скопич опустошили кассу фирмы и сбежали в Таиланд. У разбитого корыта остались более 60 обманутых клиентов, а также соучредитель Miracle Travel Любовь М., которой ее коллега по бизнесу г-н Скворцов, прежде чем исчезнуть, задолжал крупную сумму. По горячим следам расследованием занялась ОБЭП, но до возбуждения уголовного дела не дошло – якобы из-за невозможности опросить пропавшего гендиректора. По ноябрьской информации от Балтийской ассоциации защиты прав туриста, Скворцов из Таиланда так и не вернулся, а значит, спросить по-прежнему не с кого.
Теперь о делах московских. Историю с турфирмой «Элио Тур», пожалуй, можно назвать поучительной для незадачливых туристов. Впервые компания оказалась на слуху в апреле, когда активно рекламировала туры на Шри-Ланку за символические 10 тыс. рублей. К удивлению наблюдателей, тогда «Элио» выполнила обязательства перед клиентами, без проблем отправив всех купивших поездки. Однако практика продажи путевок «за полцены» окончилась предсказуемо. 7 сентября в офисе компании собралась возмущенная толпа – всего не менее 70 человек, чьи оплаченные путешествия не состоялись. Правоохранители предлагали пострадавшим писать заявления в милицию, а директор по туризму Ольга Сазонова раздавала расписки с обязательством вернуть деньги…
В конце ноября корреспонденту «ГЛ» удалось дозвониться в офис «Элио Тур». Как выяснилось из разговора с менеджером, руководство отсутствует и якобы появится только к Новому году. Между прочим, в компании попрежнему можно приобрести путевки – «начиная с февраля». Что же касается судьбы пострадавших, вот типичное свидетельство одного из них: «Я по горячим следам написал заявление в ОБЭП, подал иск в суд, обратился в Роспотребнадзор и к страховщику туроператора, чью путевку продал «Элио Тур». Единственная инстанция, которая на сегодня ответила, – страховая компания. И то – отказом – как выяснилось, у нас «не страховой случай». Со слов очевидцев известно также, что у одного из потерпевших дело все же дошло до суда, но рассмотрение перенесено на декабрь из-за неявки ответчика.
Был в этом году и очень нетипичный «сход с дистанции». В октябре остановил работу известный нишевый туроператор «СКМ-Трэвел», специализировавшийся на лечебных турах. Репутация у компании была весьма положительная, да и рисковать в этом виде бизнеса не приходится. По неофициальным данным, «СКМ-Трэвел» пострадал вовсе не от собственных ошибок в туроперейтинге, а из-за кризиса в сфере недвижимости, куда якобы был «параллельно вовлечен» руководитель фирмы. Как бы то ни было, в разгар лечебного сезона в Карловых Варах «зависли» 26 туристов, выехавших по путевкам «СКМ». К решению проблем путешественников подключилась страховая компания, в которой у туроператора оформлена фингарантия на 30 млн рублей. Как сообщил в начале декабря корреспонденту «ГЛ» Павел Прытков, начальник пресс-службы Страховой группы «СОГАЗ», получено 84 заявления на общую сумму 9,5 млн рублей. По 28 из них уже произведены выплаты на 4,4 млн рублей, остальные рассматриваются. Новых обращений страховщик не ожидает.
Приглашал он меня в ресторан,
коньяком, правда,
за мой счет угощал,
обещал Монте-Карло и Варну,
ой, и жениться, представляешь, обещал.
Алла Пугачёва, из песни «Настоящий полковник»
Общественники:
итоги «боев» с агентскими скидками
В 2010-м АТОР предприняла решительную попытку объявить «войну» недобросовестным туристическим агентствам, развращающим своих клиентов непомерными скидками. С этой целью 15 февраля создана Хартия поддержки агентского бизнеса. Одна из статей документа предписывала туроператорам снижать вознаграждение тем своим розничным партнерам, которые чересчур щедро раздают бонусы своей клиентуре. «Пределом разумного» решили считать дисконт путешественнику до 50% от комиссии ТА.
К маю под хартией подписалось 17 ведущих туроператоров. И тут грянул гром среди ясного неба: ФАС усмотрела в документе положения, противоречащие антимонопольному законодательству. В частности – «проведение согласованной между участниками ценовой политики в отношении вознаграждения для турагентств». Впрочем, под карательный меч ФАС ни один из ТО-»подписантов» не попал, так как до одобрения антимонопольщиков никто так и не применил антискидочные меры на практике.
Между тем, судя по заверениям АТОР, эта организация не опускает руки и от идеи Хартии не отказалась: «Работа над текстом идет постоянно, но пока мы не пришли к формулировкам, которые устраивали бы ФАС», – рассказала в ноябре корреспонденту «ГЛ» исполнительный директор Майя Ломидзе. По ее словам, несмотря на то что проект не прошел, труд не оказался напрасным. В частности, удалось собрать солидную базу агентств по всей стране, продающих туры с непомерными скидками – в одном только Красноярске таковых выявлено больше 20. Информация передается заинтересованным туроператорам.
Между прочим, некоторые члены АТОР полагают, что борьбу с агентским «беспределом» вряд ли удастся сдвинуть с мертвой точки, даже если Хартию «протолкнут» через федеральную антимонопольную службу. «Вся эта история – бои поселкового значения, – поделился своей оценкой с «ГЛ» один из собеседников. – Дело в том, что идею ограничить скидки розницы поддерживает ничтожная доля туроператоров. Большинству все равно, лишь бы их туры продавались».
Визы:
стала ли Европа ближе?
Весь год на рынке не стихали разговоры о том, что вот-вот, мол, будет достигнут прорыв в договоренностях с Евросоюзом о взаимном безвизовом режиме. Надежды возлагались на майский саммит Россия – ЕС. Предполагалось, что на нем будет разработана «дорожная карта» – определены конкретные этапы перехода к свободным поездкам в страны Шенгена. Но чуда не случилось. Европейцы приняли проект соглашения от наших переговорщиков и в очередной раз пообещали подумать. Ответа так и не поступило. Острый на слово министр иностранных дел Лавров в сентябре даже назвал позицию ЕС по затягиванию переговоров «неприличной». А в конце ноября к совести еврочиновников обратился уже премьер Путин – пока также безрезультатно.
Зато с отдельными странами достигнут явный прогресс в выдаче мультивиз, которые ранее можно было получить только в испанском консульстве. В марте греки объявили о готовности оформлять полугодовой и годовой шенген – туристам, в чьих паспортах есть хотя бы одна виза в их страну. В июне с аналогичной инициативой выступила Италия – с условием, что путешественник уже побывал на Апеннинах в период с 2008 по 2010 год.
Обе страны обещание выполнили. Греческое консульство затруднилось привести статистику, сославшись на то, что отдельно по мультивизам она не ведется. Но вот, например, какими цифрами по своей компании поделился Александр Цандекиди, гендиректор «Музенидис Трэвел»: «В 2010 году мы подали около 4000 заявлений на туристические мультивизы. Из них удовлетворено 97%, причем примерно пятая часть – годовые». В ENIT – национальном управлении Италии по туризму корреспонденту «ГЛ» сообщили, что консульством этой страны в 2010 году выдано около 30 тыс. полугодовых и годовых виз, что на 6% больше, чем в 2009-м.
Заметим: три наиболее лояльных к россиянам государства Шенгена – Испания, Греция, Италия – в числе европейских лидеров по приему туристов из нашей страны. Кроме того, имея визу любой из них, можно путешествовать по всему континенту, а значит, Старый Свет стал явно доступнее для поездок.
Выставки:
по весеннему сЧету
Беспрецедентные события произошли в уходящем году на выставочном фронте. Впервые за последние несколько лет из двух конкурирующих осенних «Отдыхов» состоялся лишь один – в «Крокус Экспо». Устроитель альтернативной экспозиции в «Экспоцентре» – компания ITE еще в мае распространила пресс-релиз о том, что прекращает участие в осеннем проекте и сосредоточится на весенней MITT. Аргумент – «дублирование сезонных площадок – не на пользу участникам рынка».
Практически одновременно один из организаторов весеннего «Интурмаркета» – «Евроэкспо» также сообщила, что «расставила приоритеты» – отныне она занимается только осенним «Отдыхом». На рынке заговорили о том, что оставшемуся без партнера «Экспотуру» – второму устроителю «Интурмаркета», вероятно, теперь придется отказаться от своего детища, и весенняя выставка отныне также будет только одна – MITT в «Экспоцентре».
Однако прогнозы оказались преждевременными. Ольга Хоточкина, руководитель «Экспотур», рассказала корреспонденту «ГЛ», что подготовка к «Интурмаркету» в «Крокусе» идет полным ходом. Вклад бывшего партнера – «Евроэкспо» в продажу выставочных площадей она оценила «не более чем в 20%» и добавила – ее компания увеличила штат сотрудников и справится своими силами. Сергей Горский, директор департамента туристических выставок ITE, в свою очередь утверждает, что и MITT уже «практически полностью собрал платежи с участников за весеннюю экспозицию в «Экспоцентре».
В общем, весенних выставок по-прежнему будет две. Во всяком случае, в 2011 году. Ну а дальше – поживем – увидим…
Уходящий год оказался не самым простым для туристического рынка. Однако давайте вспомним анекдот: «Еще одна плохая новость для пессимистов: согласно последним исследованиям, оптимисты живут дольше!» Впереди новый год, и новые надежды, – так будем оптимистами!
Разве может быть без снега вьюга?
Разве могут люди друг без друга,
Если от порога их ведет дорога вместе от весны к весне.
5ivesta Family, из песни «Друг без друга»