Фингарантии: даешь 150?
Все выше, выше и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
Из песни «Все выше, выше и выше»
На какую же сумму следует страховать ответственность туроператоров? В результате дискуссий с инициаторами других законопроектов по фингарантиям депутат Резник отозвал свои предложения об увеличении существующего размера ФИГ в 15 раз и решил поддержать идею Александра Коваля, президента Российского союза страховщиков. Так на обсуждении в Госдуме оказался другой законопроект о десятикратном увеличении ФИГ.
Нужно отметить, что в защиту интересов мелких и средних турфирм уже выступила ФАС. Представители антимонопольной службы предлагают исходить из реальных объемов производства и рекомендуют повышать размер фингарантий индивидуально, а не в равной степени для всех, как прописано в законопроекте.
В начале декабря Госдума РФ в первом чтении его приняла, но с учетом позиции ФАС. Предполагается, что для туроператоров с оборотом до 100 млн руб. в год, а также применяющих упрощенную систему налогообложения размер ФИГ составит 30 млн руб. Для тех, у кого выручка выше 100 млн, – 100 млн руб. в год. Для туроператоров, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма, размер гарантий останется прежним.
Однако эксперты ожидают, что настоящие дебаты на эту тему разгорятся во втором и третьем чтениях законопроекта в Госдуме. А потому окончательная судьба поправок прояснится не раньше февраля наступающего 2009 года.
БСО: отвечай или проиграешь
«Перемен!» – требуют наши сердца.
«Перемен!» – требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен: «Перемен! Мы ждем перемен!»
Из песни «Перемен!»
В уходящем году Ростуризм вновь проявил инициативу по усовершенствованию бланка строгой отчетности «Туристская путевка». Отраслевые чиновники хотят сделать документ электронным и ввести виртуальную систему учета БСО. В надежде выяснить, готов ли рынок к реализации этой идеи, они решили провести опрос среди агентств и уже разослали по электронным адресам соответствующие анкеты.
Напомним, что последнее обновление типового документа состоялось летом 2007 г. и наделало много шума: отсутствие четких разъяснений по вопросам применения нового БСО одних агентов подставило под штрафы, а других вынудило покупать дорогостоящие кассовые аппараты. Со временем дистрибьюторы все же адаптировались к новой технологии, но под конец года снова подул ветер перемен. Насколько они реальны и станет ли «Туристская путевка» электронной? Евгений Писаревский, заместитель главы Ростуризма, не спешит с ответом – на момент написания статьи итоги опроса еще не были подведены.
Тем временем на рынке уже активно обсуждают, чем может обернуться нововведение. «Турагентам придется потратиться, чтобы обеспечить соответствующее техническое оснащение, да и сам доступ к системе учета, скорее всего, будет платным, – говорит Мария Булатова, директор «Ирма-Аудит». – Вполне логично предположить, что Ростуризм переложит на туроператоров обязанность выписывать путевки, а турагенты будут получать их уже готовыми в комплекте документов на тур, по аналогии с электронным авиабилетом. Но в этом случае абсолютно всем дистрибьюторам придется оснащаться кассовыми аппаратами. Как бы там ни было, нововведение потребует кардинальной перестройки документооборота и технологии работы на рынке».
Весь в никеле, но душою – с Ростуризмом
Без меня тебе, любимый мой,
Земля мала, как остров!
Без меня тебе, любимый мой,
Лететь с одним крылом!
Из песни «Без меня»
Май 2008 г. стал переломным для отраслевой власти – Федеральное агентство по туризму подчинили Министерству по делам молодежи, спорту и туризму, которое возглавил Виталий Мутко. С этого момента на рынке начали обсуждать два сценария развития событий. Первый предрекал Ростуризму смену власти, а второй – и вовсе расформирование.
Что же мы имеем в итоге? Владимир Стржалковский в августе 2008 г. действительно оставил госслужбу и перешел на пост генерального директора «Норникеля». На его место был назначен президент АТОР Анатолий Ярочкин. Натэла Шангелия – по-прежнему заместитель руководителя ФАТ, аналогичные должности получили Геннадий Пилипенко, в прошлом начальник управления развития внутреннего туризма Федерального агентства по туризму, и Евгений Писаревский, ранее занимавший пост начальника правового управления в этом же ведомстве.
Как рассказал г-н Писаревский, сейчас Ростуризм активно изучает влияние кризиса на туризм на основе международного опыта. «Несмотря на все негативные явления, отрасль реабилитируется быстрее других, ведь люди все равно не перестанут путешествовать. Спрос не будет расти, но и большого спада ожидать не стоит. По крайней мере, так считают в ВТО». Кроме того, отраслевые чиновники, видимо соблюдая традиционную для России преемственность политического курса, и в своих планах красной нитью выделяют развитие внутреннего туризма.
Что же касается Владимира Стржалковского, то он скучает по отрасли и живо ею интересуется. Один из сюжетов на эту тему: придя в визовый центр Великобритании для снятия биометрических данных, г-н Стржалковский подробно расспросил сотрудников аутсорсинговой компании о нюансах работы, о статистике выезда русских туристов в Англию и о том, насколько комфортно туроператорам направления сотрудничать с визовым центром.
AirUnion: с прощальным приветом
Прощай, и ничего не обещай,
И ничего не говори,
А чтоб понять мою печаль,
В пустое небо посмотри.
Из песни «Прощай»
2008-й ознаменовался громким крахом в авиационной отрасли – прекратил существование альянс AirUnion, рожденный годом ранее по президентскому указу и обещавший стать в перспективе основным конкурентом «Аэрофлота».
События развивались стремительно, а информационные сообщения о них напоминали фронтовые сводки. В августе ТЗК отказывают альянсу в заправке воздушных судов из-за огромных – около $800 млн – долгов за топливо. Начинаются веерные задержки рейсов в российских городах – общее число пострадавших пассажиров – более 3,5 тысяч. При Росавиации создается оперативный штаб для урегулирования ситуации. 4 сентября авиапарк КrasAir – головной компании AirUnion – волевым решением авиавластей передается «Атлант-Союзу», ему же, а также «Сибири» и «Трансаэро» переходят маршруты перевозчика. К 1 ноября все авиакомпании альянса лишены свидетельств эксплуатанта.
На пике скандала вокруг AirUnion начинается кадровая перетряска в Росавиации – глава ведомства Евгений Бачурин уходит в отставку, его место занимает Геннадий Курзенков.
Одновременно – по решению сверху – запускается процесс укрупнения авиаотрасли. 11 ноября учреждается авиакомпания «Авиалинии России», которая в перспективе должна объединить маршрутные сети и парки семи перевозчиков, в том числе AirUnion и поглотившего его ранее «Атлант-Союза».
Турфирмы пережили крах альянса без особых потерь. Летом-2008 чартерные объемы AirUnion были невелики, и в конце сезона другие перевозчики благополучно справились с вывозом его пассажиров с курортов. Зимних же контрактов альянс попросту не успел заключить.
Интересна судьба авиаактивов AirUnion, доставшихся «Атлант-Союзу». Еще осенью по рынку ходили пересуды, что якобы лизинговые компании намерены вернуть себе самолеты альянса – опять же из-за долгов. Как пояснила в начале декабря Кристина Севастьянова, пресс-секретарь «Атлант-Союза», все борта пока остаются у авиакомпании, а с лизингодателями ведутся переговоры по дальнейшим условиям эксплуатации воздушных судов AirUnion. Кстати, в авиаперевозках эти самолеты до сих пор не используются, так как еще не решены вопросы их техобслуживания во Внуково – базовом аэропорту «Атланта».
Что же касается «Авиалиний России», то они существуют как юридическое лицо, но еще не приобрели статуса авиакомпании. «Заявления от «Авиалиний» на выдачу свидетельства эксплуатанта нам пока не поступало», – сообщил в начале декабря пресс-секретарь Росавиации Сергей Извольский.
Detur и другие
Мои финансы поют романсы.
Заморский берег, закат в крови.
Мои финансы – с волками танцы.
Ни на чужие я гуляю, на свои.
Из песни «Мои финансы поют романсы»
Среди турфирм, покинувших рынок в последние годы, ньюсмейкером номер один стала компания Detur. В разгар летнего сезона-2008 туристы не смогли воспользоваться оплаченными путевками: общая сумма претензий, обращенных к страховщику – компании РОСНО, – составила 24 млн рублей.
В середине октября в отношении руководства Detur было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере). Собственно, с тех пор о Detur никаких новостей не было. Единственное, что осталось от туроператора, – это коллектив. Специалисты среднего звена были с радостью приняты на работу в столичные турфирмы. Так, например, Ксения Шершнева занимается корпоративным туризмом в S7 Tour, других бывших «детуровцев» можно встретить в «Спектруме», «Интуристе». А вот с топ-менеджментом – сложнее. Эксперты рынка считают, что Озена Бертана – генерального директора компании – и его заместителя Мехмеда Камчи следует искать в Турции, куда они отбыли еще летом. Эти лица были замечены в принимающей компании «Одеон Тур», там они якобы работают с европейскими делегациями.
По мнению юристов, привлечь руководителей Detur к суду было бы проще всего на территории России, но вряд ли они пожелают в ближайшее время навестить страну, гражданам которой принесли столько разочарований. Теоретически, если следствие найдет в действиях топ-менеджеров Detur состав преступления, власти могут потребовать их экстрадиции в Россию. Хотя большинство стран в силу законодательства не выдают своих граждан.
История Detur была самым громким, но далеко не единственным скандалом. Большие убытки принес туристам «Вояж-Люкс», закрывшийся в ноябре 2008 г. «По предварительным подсчетам (на 1 декабря – прим. ред.) в «РЕСО-Гарантия» уже поступило 290 заявлений на общую сумму около 32 млн рублей», – констатировала Алла Берсон, начальник управления продаж комплексного страхования в туризме. Эта же компания произвела выплаты и туристам печально известной Libra Holidays – «РЕСО-Гарантия» удовлетворила претензий на 250 тыс. руб. и на момент подготовки этого номера еще продолжала обрабатывать информацию от пострадавших клиентов. Больше десятка заявлений приняли в СК «Ренессанс страхование» по делу «Русадвентур». Здесь выплаты составили около 350 тыс. руб.
А вот агенты «Россины», пропавшей в марте 2008 г., самостоятельно возместили клиентам убытки, да так и не дождались компенсаций от туроператорской компании. «Наши затраты составили 46 тыс. руб. Но обращаться в суд не планируем, это потребует много времени и может стоить еще больше», – объяснила Татьяна Саркисова, директор саратовского турагентства «Диал-Тур». Ее позицию разделяют и другие пострадавшие агенты. Григорию Коварскому, руководителю «Россины», удалось укрыться от разгневанных партнеров за границей – он открыл одноименную турфирму в Праге. Об этом свидетельствуют и чешские туроператоры, и официальная запись на сайте Торгового Суда этого государства.
Лишь один отраслевой скандал в 2008 г. дошел до суда. Летом директору томского агентства Марии Кучиной и ее заместителю Ларисе Тумалевич было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупных размерах – сумма ущерба оценена в 7 млн руб. Ожидается, что приговор может быть вынесен в феврале 2009 г. – по крайней мере, пока дело отложено до этого срока. Напомним: зимой-2006/07 семь региональных туроператоров не дождались денежных перечислений за туры, около 80 туристов не смогли воспользоваться уже оплаченными путевками и вылететь на отдых за рубеж. Пожалуй, дело «Тур-дома» стало единственным результативным за последние годы. Впрочем на расследование ушло около полутора лет, а потому не исключено, что и громкие дела 2008 г. рано или поздно придут к своему завершению.