Блиц-опрос руководителей турфирм показал: туристический блек-лист наемных сотрудников, скорее всего, существует. Потому что многие работодатели о нем слышали. Правда, лично его никто из опрошенных не видел, но самое главное – большинство считает, что такая база данных отрасли нужна.
«Предпринимателям была бы очень полезна сводная информация о неблагонадежных сотрудниках, - говорит, в частности, директор турфирмы «Ванд-Интернешнл тур» Татьяна Ванд. – В такой список надо вносить финансово нечистоплотных людей и тех, кто пренебрегает деловую этику». «Каждый человек, которого вы принимаете на работу – как черный ящик, - продолжает тему директор DSBW Tours Карен Гончаров. – Хотя многое можно понять по резюме. Например, если менеджер часто менял работу или с последнего места ушел в середине сезона – сразу ясно, что не все с ним благополучно. Ну, и по другим нюансам трудового пути можно делать выводы. Но было бы проще, если бы можно было воспользоваться формализованной базой данных на проблемных сотрудников». Что может служить основанием для включения человека в черный список? По мнению Карена Гончарова, только конкретные факты финансовых или этических злоупотреблений: украл, подставил на деньги или крупный штраф, слил что-то конкуренту, увел базу данных, очернял компанию в профессиональных кругах. «Я считаю, что если человек чем-то недоволен на предприятии, то это не повод распространять о своем месте работы негативную информацию. Не нравится что-то – увольняйся. А пока работаешь, сохраняй лояльность», - говорит руководитель DSBW. Кстати, он считает нужным в черном списке завести специальную «графу», где человек может ответить на обвинение бывшего работодателя, написать свою версию событий, и вообще, эта база данных должна быть нейтральной, чтобы ее не использовали как инструмент для мести.
Руководитель «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов – один из тех немногих бизнесменов, кто считает отраслевой черный список сотрудников ненужным: «Принимая человека на работу, достаточно запросить характеристику на него у бывшего руководства. Мы обычно это делаем, и к нам тоже обращаются за такой информацией». Тараса поддерживает заместитель генерального директора компании «Солвекс» Екатерина Айзерман: «Я понаслышке знаю, что черные списки существуют. Но это очень неоднозначная вещь. Их слишком легко использовать для распространения порочащей информации о людях».
Опросив руководителей турфирм, мы обратились к известному в отрасли специалисту по рекрутингу. Карина Яковлева, гендиректор кадрового агентства Business Travel Job сообщила: «Блек-лист сотрудников турфирм ведется в нашей компании. В нем с 1998 года накопились данные более чем на 500 человек. В открытых источниках мы его, конечно, не публикуем, но используем, чтобы не подставить заказчиков – работодателей, которые обращаются к нам с вакансиями. В черный список включаем сотрудников, пойманных на финансовых злоупотреблениях, уводом заказов налево, воровстве информации и других некорректных действиях. Я имею в виду доказанные случаи». Иногда в Business Travel Job звонят руководители турфирм и выдают компромат на кого-то из бывших сотрудников, чтобы ему дальнейшая жизнь в туризме медом не казалась. Но Карина подчеркивает, что всегда проверяет информацию и не принимает во внимание эмоциональные обвинения со стороны работодателей: ведь есть такие руководители, от которых ни о ком из бывших сотрудников доброго слова не услышишь. Бывает, что к кадровикам обращаются руководители специально для того, чтобы узнать, нет ли каких-то «косяков» за человеком, который претендует на ответственную должность.
Итак, черный список – это не миф. И если разобраться, то существует еще одна база данных по людям – Интернет. Возмущенные работодатели периодически публикуют на профессиональных форумах рассказы о проступках уволенных сотрудников.
А лично вы – стали бы распространять такую информацию?