«Горячая линия» решила возобновить рубрику «Перекличка», в которой представители турагентств из разных городов России рассказывают о ситуации на местах. А ситуация в середине декабря плачевная: от Владивостока до Калининграда резко упал потребительский спрос. Летний сезон был тяжелым, вот теперь – непростой зимний…
Владивосток: А клиентов всё нет
Михаил Соколовский, «Велл»:
- Ассортимент направлений у нас в этом сезоне хороший, выбор у туристов есть. Не так много, как в столичных городах, но тоже ничего: Таиланд, Филиппины, Корея, Китай… Даже на марианский остров Гуам, принадлежащий США и при этом безвизовый для россиян, из Владивостока можно слетать. И цены интересные, тот же Гуам в декабре стоит от 45 тысяч за неделю на двоих.Правда, операторов не так много – большая часть предложений идет от компании «Пегас Туристик», а у них появилась новая стратегия – за пару недель до вылета начинается акция и падают цены. Туристы это уже знают и выжидают, а мы на таких СПО много заработать не можем. Не говоря уже о том, что перед праздниками наступило некоторое затишье.
Калининград: Зарабатываем на short-трипах в Европу
Алтынбек Кожахметов, «Анюта»:
- В целом у нас, как и по всей России, сейчас происходит падение спроса. Но наше анклавное положение дает нам более широкие возможности – мы активно зарабатываем на небольших турах в Европу, для которых не нужна даже авиаперевозка. С ней, кстати, в Калининграде не очень – чартеры есть только в Египет, да и тот продается как-то слабо из-за осенних политических событий. Прошлой зимой была короткая цепочка на ОАЭ, но в этом году о таких планах ничего не слышно.
Наши горожане активно ездят в соседние Польшу и Литву на выходные – кто-то отдыхать, кто-то в шоп-тур. Развит и событийный туризм, особенно часто на разнообразные мероприятия ездят детские группы. Стоит это недорого, а организация таких автобусных туров дается местным ТО более чем легко. За счет этого спрос и поддерживается, хотя и тут видно, что он немного просел. Кстати, здесь, в Калининграде, мы испытываем очень большое давление со стороны самостоятельных туристов – учитывая специфику предложений, туристы, владеющие авто, обычно предпочитают не обращаться в агентства.
Воронеж: Ровный и размеренный спад
Аркадий Спицын, «Семь морей»:
- Продается все то же, что и обычно, только очень вяло – то есть никакого перераспределения предпочтений нет, только ровный и размеренный спад. С чем он связан? Может, с Олимпиадой, может, с крушением банков и опасениями… Сложно сказать, мы сами ломаем над этим голову. Направления предлагаются те же, цены те же, а спроса нет. Это касается как самих новогодних праздников, так и послепраздничного январского периода.
Зато этот год, скорее всего – последний для Воронежа год без перевозки в жаркие страны. Сейчас из нашего аэропорта зимой можно улететь только в Мюнхен и Прагу, никаких пляжных направлений так и не появилось – хотя о прямых рейсах в Египет говорили еще в сентябре. К лету-2014 обещают открыть новый терминал с высокой пропускной способностью, поставить новые прямые рейсы.
Уфа: Ни сервиса, ни стабильности
Венера Кедярова, «Антарес»:
- Выбор у нас большой – Хургада, Шарм-эль-Шейх, Пхукет, ОАЭ, Шри-Ланка, Гоа… Но ничего нового в этом сезоне нет, операторы не так сильно нами интересуются. Что, правда, не мешает им демпинговать – так, ОАЭ сейчас продаются за 15-17 тысяч на человека в хорошие отели, это очень дешево.
Я часто общаюсь с директорами других агентств, и все отмечают заметный провал спроса. Особенно тяжко приходится европейским визовым направлениям. Раньше был высокий спрос на индивидуальные и образовательные программы, особенно в период школьных каникул. Сейчас такого нет. Тут я вижу две причины: во-первых, не самые удобные стыковочные рейс «Чешских авиалиний» и Turkish Airlines. Во-вторых, сильный рост курса бивалютной корзины, и особенно евро: скачки бывали и раньше, но такого устойчивого повышения мы не видели давно.
Внутренний туризм? Да, нашим клиентам такой продукт был бы интересен. Но его нет. Базы есть, но нет ни сервиса, ни стабильности: они могут произвольно открываться на какие-то даты, а потом – закрываться снова. Есть санатории, но нет предложения для кратковременного семейного отдыха, который так востребован сейчас. Ехать на 2-3 дня в санаторий – это не только бессмысленно в плане лечения, но и просто скучно. Кроме того, никто не хочет брать на себя вопрос доставки клиента до санатория или базы.
Санкт-Петербург: Не стало Хайнаня, сократили Кубу…
Анна Елисеева, «Солнечный Апельсин»:
- По чуть-чуть продается Египет, покупают Доминикану, Мексику… В этом году у нас появился зимний Вьетнам от «Пегас Туристик», зато не стало Хайнаня, сократили Кубу – в прошлом году ставили цепочки, в этом году никто не рискнул. Операторов можно понять: продажи совсем не активны. Хотя с ценами все нормально – иногда подгорает Вьетнам, иногда Таиланд, но скорее на отдельные даты. Туристов меньше, чем в прошлом году. Но и время непростое.
Я думаю, все дело в Египте, в 2011 году было все то же самое. И еще крушение самолета в Казани, люди и так боятся летать, а тут такая трагедия. Да и курс валют оставляет желать лучшего.