О королях и капусте
Русские сообразили
На Гоа в феврале этого года днем с огнем не найти было свободной гостиничной комнаты. Мало того, что номерной базы здесь вообще не хватает, так еще время моей командировки совпало с двумя крупными инсентив-мероприятиями - конференциями офтальмологов и судостроителей. Поэтому я поселилась в небольшом семейном отеле 2* на севере штата, в городе Арпора, а в фешенебельный район совершала регулярные вылазки на такси.
Дипак Шарма, заместитель генерального менеджера по продажам в России и СНГ индийской принимающей компании SITA очень сожалел, что так сложились обстоятельства, и обещал предоставить мне комнату в «пятизвездочнике», как только хоть одна из них освободится. Он сдержал слово - через два дня предложил перебраться в один из южных дворцов. Но я отказалась. Во-первых, уже как-то обжилась в своем отельчике, а во-вторых, именно там, на севере, у меня была возможность увидеть туризм, о котором не рассказывают в каталогах и путеводителях. Дело даже не в том, что в этой части курорта множество ночных клубов и диких песчаных пляжей, привлекающих золотую молодежь и хиппующих туристов-дикарей. Главное, Индия здесь не лакированная, а такая как есть, со всеми своими контрастами.
Кстати, продажи северных гостиниц Гоа в России активизировались. «Рынок стремительно меняется, бюджетные отели пользуются все большим спросом. Теперь праздник и на нашей улице!» — радуется Джуд Соддер; управляющий директор группы Sodder, в которую входят пять объектов размещения категории 2-3*. Койка в таком отеле стоит $10-50 за сутки, а условия проживания везде примерно те же, что и в той гостинице, где жила я.
Это был милый трехэтажный особнячок с летним кафе во дворе. В непритязательно оформленном номере имелось все необходимое, даже телевизор. Правда, случались перебои с водой. И на слегка потрескавшихся стенах обитали стаи маленьких мух - сначала это напрягало, но вскоре я убедилась, что интереса ко мне насекомые не испытывают. Утром первого дня я также отметила, насколько скромным оказался завтрак:тост из белого хлеба с вареньем и кофе. Но те, кто здесь останавливаются, вряд ли рассчитывают на роскошный шведский стол.
Как выяснилось, такие частные отельчики, а также виллы и бунгало сейчас в больших количествах появляются на севере Гоа. Предприниматели не боятся, что не окупят инвестиции: как правило, их основной бизнес далек от гостиничного, а на строительстве они стремятся экономить, используя дешевые материалы и выбирая неудобные по месторасположению участки земли. Квадратный метр в таком объекте по цене застройки обходится примерно в 10 тыс. рупий ($230). А некоторые «хотельеры» и вовсе разбивают палаточные лагеря. Сделать это может практически каждый, особых ограничений нет. Примечательно, что многими объектами туристической недвижимости в этой части штата владеют наши сограждане, которые живут в Гоа по полгода, затем возвращаются в Россию, продлевают визу и снова отправляются в Индию. Один из них -Александр Мамедов. управляющий директор московской турфирмы «Гоа Тревел». «Местные просто вовремя не поняли, как выгодно можно использовать пустующую землю, - говорит он. - А русские сообразили».
Юга на всех не хватит
По сравнению с прошлым годом турпоток из России на юг Гоа особо не изменился: в престижном регионе штата исчерпаны ресурсы для наращивания объемов продаж. Почти на 70% каждый из фешенебельных отелей 4-5* традиционно заполняется англичанами, а ведь сюда активно едут немцы, скандинавы и т. д. Причем западные туристы охотно бронируют не только люксовые объекты, но и попроще, расположенные вдали от моря, и гостиницы в столице Гоа -Панаджи. А вот нашим туристам, предпочитающим юг Гоа, подавай Majorda Вeach 5*, Hyatt 4*, потому что они находятся как раз на первой линии пляжа. «Русским непременно надо, чтобы в двух шагах от отеля были море и песок, поэтому им труднее всего с бронированием», - отмечает Решма Алвес, руководитель гоанского отделения компании Le Passage to India. «Проблема еще и в том, что многие заявки поступают за две недели до вылета, то есть впритык, когда уже невозможно ничего подобрать», - добавляет Елена Умеренкова. менеджер по маркетингу «Коннайсанс Тревел». Возможно, клиенты на горьком опыте научатся бронировать отдых на Гоа заранее. Но вот проблема с дефицитом прибрежных объектов размещения в ближайшем будущем скорее всего не решится. Новых отелей здесь крайне мало, поскольку они довольно долго окупаются. К 2009 г. должны открыться три-четыре гостиницы разных категорий, но минимум в 500 метрах от береговой линии. Строить ближе запрещают нынешние законы. «Кроме того, состоятельные россияне, как правило, останавливаться в уже проверенных отелях, - комментирует Чандракант Сангавар. вице-президент и генменеджер Majorda Beach. - К нам, например, из года в год приезжают одни и те же люди».
Отнесутся ли они с пониманием к тому, что за тот же сервис в следующем сезоне придется платить на 15-40% больше? «Реакцию туристов пока предсказать сложно, но положительной эту тенденцию я назвать не могу», -считает Дипак Шарма.
Впрочем, хотельеров, возможно, это не особенно беспокоит. «Даже если потоки из России на юг Гоа снизятся в несколько раз, хуже от этого никому не будет, - объясняет Гуриндер Чопра (Minar). -Комнат в отелях все равно непропорционально меньше, чем потенциальных клиентов».