Платежные терминалы.
Туроператор – белый. Турагент – черный. Турист – крайний. Вот такая может получиться игра, если участники рынка рассчитываются между собой посредством платежных терминалов, не зная правил. Или же игнорируя их.
Техника безопасности Тумба, заглатывающая деньги, для потребителя вещь обыденная. И он привычно тянется к бумажнику по команде «Вставьте купюру...» Но прежде чем делать это, надо, оказывается, сориентироваться в некоторых юридических тонкостях. Кто первый начал В практическом смысле терминал – инструмент для турбизнеса очень удобный. Он решает проблему дистанционных платежей, которая у нас всегда мешала развиваться электронным продажам. Туристы до сих пор в большинстве своем предпочитают рассчитываться наличными – боятся доверять деньги Интернету, не хотят платить комиссию за виртуальные транзакции. Да и банковскую карту еще имеет не каждый. А какой может быть онлайн, если турагент должен брать у клиента купюры и отправлять их с курьером в офис ТО? Технологически продвинутые участники рынка давно искали выход из этого клинча. Идея о том, чтобы использовать платежные терминалы, впервые была реализована в 2007 году на базе «Капитал Тура».
Что ни говорите, по части IT упомянутый оператор всегда шел в авангарде, не случайно именно к нему обратились авторы проекта Tourpay. В результате появилась на свет первая туристическая платежная система, которая развивается в связке с ЗАО «ОСМП», более известным пользователям под брендом QIWI. Сегодня Tourpay принимает деньги за услуги 55 турфирм через 1200 терминалов в Москве и регионах. Конкуренты в кулуарах говорят, что эта последняя цифра сильно завышена, но официально ее не опровергают и вообще-то признают: Tourpay по объемам финансовых потоков – лидер в своей нише. Кстати, авторы этого проекта на старте сумели склонить к эксклюзивным отношениям компанию «Мегатек», та создала для них стыковку с базами данных турфирм, работающих на «Мастер-тур», и другим «терминальщикам» эту разработку не поставляет. Но они вышли из положения, подклю- чив независимых IT-специалистов, так что монополии не получилось. Вторую позицию в сфере туристических терминальных платежей отводят системе Pay.travel. Тоже серьезный игрок, близок к «Дельта Телеком» и, соответственно, к инвестиционной группе «Финам». На его сайте перечислено 47 турфирм-пользователей – в основном те же, что и у главного конкурента. «Мы передали Pay.travel свою клиентскую базу на партнерских началах», – комментирует Павел Никитин, руководитель проекта Tourpay. Количество терминалов на сайте Pay.travel не указано. «Сколько у нас точек? Где-то сотня», – так сказал специалист этой компании в телефонном разговоре с «потенциальным клиентом», журналистом «ГЛ». Среди других платежных систем у туроператоров на слуху SprintNet, хотя у нее пока лишь два крупных контракта (с «Санрайз Тур» и «Карлсон Туризм»).
Предложение растет. Потому что есть спрос. Некоторые – вбелую, а некоторые – так... Туроператоры, которые применяют эту технологию, довольны результатом. «Удобный способ дистанционных взаиморасчетов. Он многое упрощает, например отношения с региональными дистрибьюторами», – утверждает Константин Пучков, IT-директор компании «Ланта-тур вояж», которая подключе- на к Tourpay и Pay.travel. «Мы пока не участвуем ни в одном из таких проектов, но с интересом присматриваемся к ним, – говорит Станислав Мельников, директор по продвижению Travelsystem. – Думаю, это действительно перспек- тивно». И, кстати, очень дешево. Процесс организован так, что с клиента комиссия не взимается, да и затраты оператора минимальны. Финансовая сторона отношений между турфирмами и платежными системами не афишируется, но, по неофициальным данным, с крупных ТО взимается порядка 1,5% от каждой транзакции или даже меньше. «При этом турфирмы экономят время и деньги, – говорит IT-специалист, руководитель проекта Pay4tour Михаил Рогов, – ведь принимать наличные вообще-то хлопотно: надо содержать кассиров, организовывать инкассацию и так далее».
Однако в операторской среде есть скептики, которые пока не пользуются такими возможностями. Среди них – гендиректор TEZ Tour Владимир Каганер: «Наша компания не принимает деньги через терминалы. Все платежные системы, представленные на рынке, обращались к нам с предложениями о сотрудничестве, но пока не смогли убедить нас в том, что для их технологий в стране существует должная законодательная база». Что ж, давайте вникать в детали. Вот, в частности, ситуация, когда клиент бронирует тур напрямую на сайте ТО и платит через терминал. На руки в момент совершения сделки получает квитанцию. А по закону оператор должен еще выдать ему договор в письменной форме и туристскую путевку – неотъемлемую часть этого самого договора. «Но проблема легко решается, – утверждает Михаил Рогов. – Все бумаги клиентам выдаются в аэропорту непосредственно перед вылетом». Но что если фирма обанкротится до того, как турист приедет в аэропорт? Сможет ли он получить выплаты по фингарантии на основании одной лишь терминальной квитанции? «Нет», – утверждает руководитель компании «Ирма-Аудит» Мария Булатова. «Да!» – возражает Павел Никитин (Tourpay). Но делает оговорку: Гражданский кодекс РФ допускает двоякую трактовку данного вопроса. И это на самом деле значит, что турист может остаться ни с чем, даже если будет требовать компенсации через суд.
А теперь рассмотрим ситуацию, когда в процессе совершения сделки участвует турагент. Клиент получает все необходимые документы – в случае чего проблем с фингарантиями не возникнет. «Но надо учесть, – заявляет Мария Булатова, – по закону терминал – средство для взаиморасчетов между потребителем и поставщиком услуг, но никак не между двумя юрлицами». Соответственно, как следует действовать агенту? Ему необходимо заключить с клиентом особый договор о подборе тура, на основании которого принять от него свое вознаграждение и выдать кассовый чек на эту сумму. А в договоре собственно о покупке тура должно быть указано, что клиент оплачивает туруслуги (за вычетом вознаграждения посредника) непосредственно оператору по таким-то реквизитам. Естественно, должен быть еще третий договор – между турагентом и ТО, на основании которого первому выплачивается комиссия за работу с клиентом (обычно это символические 30 рублей). Но как часто происходит в реале? Менеджер ТА бронирует тур для своего клиента, берет у него деньги и отсчитывает свою комиссию (турист, естественно, этого не видит, иначе начал бы возмущаться насчет доходов посредника). А остальную сумму агент перечисляет туроператору через ближайший терминал. Если называть вещи своими именами, то по бухгалтерии розничной фирмы эта транзакция проходит вчерную. «А бывают и комичные случаи, когда турфирма пытается как-то отражать подобные сделки в документации, – отмечает г-жа Булатова. – Терминальные квитанции подкалываются к авансовым отчетам… Ближайшая налоговая проверка ставит диагноз: сокрытие наличной выручки. Штраф».
Итого.
Терминал – орудие взаиморасчетов, которое вы можете использовать вбелую, технически и юридически это вполне реально. Но если выбираете другой вариант, то хотя бы не закрывайте глаза на возникающие. Три часто задаваемых вопроса Почему оплата одного тура через платежный терминал производится в несколько приемов – по 15 тыс. рублей с выдачей соответствующего количества квитанций? Потому что с прошлого года максимальная разрешенная сумма для одного платежа как раз составляет 15 тыс. Де-юре более крупные сделки не могут быть анонимными – личность потребителя должна быть установлена. Владельцы терминалов изящно обходят этот закон, принимая средства в несколько траншей. Правда, что терминальщикам чуть не запретили принимать платежи за туры? Правда. Но они при поддержке Ростуризма пролоббировали отмену этой поправки к закону. Почему с туриста не берут комиссионные? Вариант ответа: платежная система зарабатывает на туроператоре.