Спокойным для турфирм Украины этот месяц не был. Слишком много нервных новостей: крахи турфирм и очереди пострадавших клиентов; следственные проверки; пустеющие выставки; новый отраслевой закон, оставляющий больше вопросов и подозрений, чем ответов и ясности.
Новый закон: лобби «массовиков» и страховщиков?
Наиболее важной новостью месяца, вызвавшей поток комментариев как на портале TourDom.ua, так и в социальных сетях, стал проект закона «О туризме». Наибольший резонанс вызвала статья 23-1, согласно которой турагент должен перечислять 100% цены турпродукта туроператору в течение двух банковских дней. Вопрос: в какие сроки ТО должен вернуть ТА его комиссию – в законе вообще не затронут. Это вызвало волну негатива – получается, ТО может держать средства ТА сколько угодно, запуская их в свой оборот или зарабатывая ни них?.. Много вопросов вызвали процедуры и налогообложения прибыли, т.е. комиссии турагента, и компенсации при банкротстве ТО.
В агентской среде заговорили, что законопроект пролоббирован крупными туроператорами и страховыми компаниями, он мало учитывает нужды небольших игроков, турагентов и конечного потребителя-туриста.
Общественное обсуждение законопроекта отложено на вторую половину ноября.
Турфирмы уходят, следователи приходят?
В октябре продолжилось закрытие турфирм с деньгами клиентов. Первой стала компания Detki. Как видно из названия, она специализируется на детском отдыхе, а в центре скандала оказалась в августе в связи с неперечислением денег партнерам за туры. Директорат компании воздерживается от контактов, кто будет компенсировать убытки пострадавшим туристам и агентам, не понятно...
Такая же неясность с выплатами туристам, которые не вылетели в Черногорию по линии турфирмы «САМ» – ее руководство объявило о сворачивании собственной туроператорской деятельности. В последний день октября появилась информация об увольнении части сотрудников харьковского офиса компании. Поговаривают, из-за того, что людям нечем было платить зарплату. Хотя директор «САМ» Александр Ваховский отрицает эти слухи.
Отголоском событий, произошедших летом с туроператором JoinUP, стали проверки следственными органами турагентств, имевших финансово-хозяйственные отношения с туроператором. В офисы приходят официальные письма с требованием предоставить договоры, акты приема-передачи предоставленных услуг, платежные документы, бухгалтерскую и налоговую отчетность. Если требуемые документы отсутствуют, рекомендуется подготовить ответ с указанием причин.
Осенние выставки: актуальность падает?
Украинский туристический форум (УТФ), действующий под эгидой АЛТУ, этой осенью был практически не замечен большей частью турагентов. На первом этаже «Украинского дома», где 7-8 октября разместились все участники выставки (второй этаж даже не был занят – отсутствовал целый ряд постоянных экспонентов) не наблюдалось привычных для подобных мероприятий толп турагентов.
Аркадий Маслов, основатель УТФ, объяснил, что осенние выставки не собирают большого количества людей из-за окончания пляжного сезона.
Эксперты видят причину в другом: между УТФ и UITM (Международный туристический салон «Украина’2013»), проходившем с 23 по 25 октября, был разрыв более двух недель. Это заставило многие региональные агентства сделать выбор в пользу второго мероприятия. Хотя и на UITM-2013 тоже было меньше и экспонентов, и посетителей.
В кулуарах обоих форумов представители многих туроператорских и турагентских компаний говорили, что осенние выставки теряют актуальность и становятся, главным образом, местом встреч старых друзей и партнеров.
«Воздуха» прибавилось: кто полетит?
Октябрь был богат новостями авиационной тематики. Прежде всего, возобновляются дальнемагистральные рейсы из Киева: а/к «Роза Ветров» начала летать в Бангкок, аффилированная с «Пегас Туристик» а/к «Авиалинии Харькова» полетела на Гоа. В ближайших планах – открытие рейсов на Нячанг (Вьетнам), Пхукет (Таиланд), Пунта-Кану (Доминиканская Республика) и Кайо-Коко (Куба). К большинству из них эксперты относятся с осторожным оптимизмом, а вот прямой рейс на Кубу, формально подтвержденный а/к МАУ, вызывает вопросы: само направление не слишком популярно в Украине, а большая часть туристов, летающих на Остров Свободы, привыкла к стыковочным рейсам Air France и KLM через Париж и Амстердам.
Также Wizz Air Ukraine открыл рейсы из Жулян в новый аэропорт Дубая Al Maktoum International. Увеличилось количество вылетов на ОАЭ а/к Flydubai: кроме аэропорта Борисполя добавились рейсы из Жулян. С середины января 2014 года в Борисполь приходит авиакомпания Emirates с ежедневным рейсом в Дубай.