Сможет ли новый альянс изменить расклад сил на туристическом рынке?
Концерн TUI, а именно TUI Travel PLC, начал новый этап продвижения на российский туррынок. Вместе с инвестиционной компанией S-Group Capital Management Limited (S-Group), подконтрольной группе «Северсталь» Алексея Мордашова, будут выкуплены 75% бизнеса VKO Group. До тех же 75% увеличится доля в ТО «Мостравел», в котором в 2004 году TUI приобрел 34%. Одновременно инвесторы войдут в бизнес украинской компании «Вояж Киев».
Хотя эмиссаров TUI в кулуарах турбизнеса принято называть «немцами», на пресс-конференции, организованной 15 апреля, от их лица выступал англичанин Ричард Проссер, генеральный директор TUI Travel PLC. Именно этой структуре передано «шефство» над развитием бизнеса в России.
Г-н Проссер говорил очень дипломатично и не стал давать обещаний скорого захвата рынка, который в TUI считают чрезвычайно перспективным, даже несмотря на спад спроса. «Мы работаем на долгосрочную перспективу», – сообщил г-н Проссер. По его словам, кризис для туризма даже в чем-то полезен: «Это как в садоводстве: некоторые деревья иногда стоит удалить, чтобы остальные лучше плодоносили».
Директор TUI Travel PLC рассказал, что других приобретений в обозримом будущем не планируется, а бренды TUI, VKO и «Мостравел» пока будут использоваться совместно (в синхронном переводе даже прозвучало слово «семейно». – Ред.). До конца года в свои приобретения инвесторы вложат $40 млн. Решения по расходованию этих средств тоже будут приниматься коллективно – на совете директоров. В его состав, кроме г-на Проссера, войдет генеральный директор VKO Group Эллада Пескова и председатель совета директоров «Мостравел» Джелаль Сипахи.
В эксклюзивном интервью «ГЛ» Эллада и Кирилл Песковы раскрыли некоторые подробности создания нового альянса (см. стр. 26).
Что касается экспертов рынка, то в своих комментариях для прессы они отзываются о сделке, как правило, позитивно. Наиболее оптимистичен Эдуард Кузнецов («Мегаполюс турс»). Он назвал ее хорошим знаком для всего рынка: «Чем больше будет компаний, которые во главу угла ставят рентабельность бизнеса, конкуренцию за счет развития технологий, а не демпинга, тем лучше».
И все же в кулуарах звучат опасения о том, что укрепление концерна TUI в связке с Мордашовым может привести к существенным изменениям на отечественном туристическом рынке. Одно из них высказал Владимир Воробьев («Натали Турс»). В интервью корреспонденту БАНКО он сказал: «Мы входим в период окончания структурирования туроператорского бизнеса и начала структурирования агентского рынка. В течение ближайших пяти лет количество независимых ТА резко сократится». Эксперт объяснил свой прогноз тем, что уже сейчас оформились два холдинга, готовые инвестировать в скупку активов и построение собственной сбытовой сети. Это ВАО «Интурист» и альянс TUI – VKO – «Мостравел». Другие крупные игроки тоже будут действовать в этом направлении». Такая точка зрения пока не нашла большого числа сторонников среди руководителей операторских компаний. Ссылаясь на тактику работы TUI в Европе, обозреватели полагают, что концерн не станет ограничиваться собственной розницей и прибегнет к франчайзинговым формам сотрудничества с агентствами. В одном эксперты солидарны – неизбежен новый виток борьбы за эффективную дистрибьюцию.
Еще один аспект волнует наблюдателей. До сей поры TUI, на российской земле действующий через «Мостравел», как и швейцарский Кuoni (с июля 2007 г. представлен компанией «Мегаполюс турс»), не расценивался как игрок, способный перекроить конкурентную ситуацию в операторском бизнесе под себя. Однако сейчас, когда основные крупные отечественные производители турпродукта вынуждены умерить амбиции, альянс TUI в связке с сильной российской командой по управлению активами S-Group миллиардера Алексея Мордашова может воспользоваться ситуацией и прибегнуть к агрессивной маркетинговой политике, чтобы потеснить традиционных лидеров, отобрав у них ниши, влияние и часть туристических потоков. Как считают иностранные специалисты, активность и размах возможного наступления во многом зависят от исхода подковерных игр акционеров TUI. В день пресс-конференции, на которой было объявлено о планах концерна в России, западные СМИ смаковали очередной виток противостояния между главными держателями акций TUI – норвежским миллиардером Джоном Фредриксеном и Алексеем Мордашовым. За месяц до собрания акционеров, назначенного на 13 мая, Фредриксен в очередной раз увеличил свою долю – до 16,81% (Алексей Мордашов владеет 15% акций). Цель магната – занять место председателя совета директоров TUI и призвать к ответу CEO компании, Михаэля Френцеля, за неэффективное управление. Главный козырь в руках Фредриксена – убытки концерна за 2008 год, которые составили Ђ142 млн. Норвежец также не согласен с намерением действующего руководителя провести на собрании решение о невыплате акционерам дивидендов от продажи крупнейших непрофильных частей бизнеса – фрахтовой компании Hapag Lloyd AG. По мнению аналитиков, часть этих средств как раз и была запланирована под новые проекты TUI в России и Украине. У Фредриксена другие виды – вырученные деньги он хочет прежде всего распределить между собственниками. Как видим, результаты предстоящей битвы очень важны для главы «Северстали», поскольку дальнейшее продвижение в России альянса TUI – VKO – «Мостравел» сильно зависит от управляемости процессов в концерне.