Рынок в ожидании клиентов
С новым сезоном участники рынка ОАЭ связывают большие надежды. Туристы снова готовы платить. В ожидании гостей распахнули двери только что отстроенные отели, инвесторы вкладываются в строительство гостиниц. Появились новые игроки, все увеличили объемы перевозки. Но пока создается ощущение, что арабские коллеги, да и россияне тоже, несколько поторопились с повышением ставок.
Отельеры мечутся
Ситуация с продажами на направлении ОАЭ достаточно нервозная, и туроператоры считают, что одна из главных причин тому – непоследовательная ценовая политика отельеров. Контрактные прайсы на зиму они повысили на 10–20% в сравнении с прошлогодними, при этом многие объявили акции раннего бронирования – нетипичное явление для арабского рынка. Скидки за early booking достигали тех же 10–20%, но ожидаемого эффекта, видимо, не дали. «Такие акции не очень хорошо работают на нашем рынке. Ощутимого прироста продаж они нам не дали. Правда, они сыграли благоприятную роль в привлечении внимания туристов, стремящихся к экономии», – считает Виктор Леонтьев, генеральный директор компании «Ван Борк». И уже в сентябре отельеры стали забрасывать российских партнеров SPO. По словам туроператоров, порой они получали в день по 50 спецпредложений из серии «платишь за шесть ночей, живешь семь». В денежном эквиваленте это дает опять-таки экономию в 10–20%. А в конце октября… опять начались эксперименты с ранним бронированием, уже на посленовогодние даты. «В основном такие оферты поступают от дорогих объектов и действуют при условии оплаты размещения в октябре-ноябре», – говорит Оксана Иванченкова, руководитель профильного направления «ИнтАэр».
Но российские клиенты расставаться с деньгами не спешат: очевидно, ждут последней цены. В конце октября многие уже интересовались поездками на праздничные и каникулярные даты, просили «придержать» для них тур, а оплату откладывали.
«Глубина продаж в середине осени составляла дней 25», – делится наблюдениями Андрей Зорин, генеральный директор компании Unex. «Это мало. Хотя, конечно, заказов на полгода вперед на таком направлении, как ОАЭ, всегда ограниченное количество», – считает Ольга Войкина, директор по туризму компании «Эрцог» (известная по «Рег туру», который был куплен «Эрцогом» в 2008 году). «Такая глубина продаж держит всех участников рынка в напряжении. Никто не может быть уверен, что спокойно закроет свои блоки на рейсах», – говорит Дмитрий Арутюнов, генеральный директор «Арт-Тур».
После дефицита
Стресс отельеров, их судорожные попытки стимулировать спрос в России вполне объяснимы. Ведь на Германию и тем более Англию сейчас особенно рассчитывать не приходится: рынки, которые раньше считались основными, пока не оправились от кризиса. По данным Департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая, рост турпотоков из стран Европы составил всего 3% за первое полугодие 2010 года по сравнению с тем же периодом 2009-го. Зато численность российских гостей тогда возросла на 12%. Вдохновившись такой динамикой, а также появлением новых игроков, суливших солидные объемы, управляющие некоторыми гостиницами решились на неординарный поступок. «Сократили квоты для европейских партнеров и увеличили их для россиян», – рассказывает Андрей Зорин. Между тем и на нашем рынке бума пока не наблюдается.
«Сейчас хорошо грузятся только самые востребованные, раскрученные гостиницы», – утверждает Антон Тарасюк, директор по развитию Intravel Stoleshniki. «Кстати, общий номерной фонд в Эмиратах накануне этого сложного сезона увеличился. Открылись новые отели», – говорит Елена Хряпина, руководитель департамента ОАЭ в «Русском Экспрессе». И приводит примеры: One & Only the Palm на Пальмовом острове, Amwaj Rotana в районе Джумейры, отель Ibn Battuta Gate в центре Дубая под управлением сети Movenpick Hotels & Resorts. «В каждом из вновь открывшихся объектов – по 300–400 комнат», – комментирует цифры Вишал Суд, директор по контрактам и развитию бизнеса Royal Park.
Полным ходом идет строительство и в Шардже, где дефицит номерного фонда раньше был даже острее, чем в Дубае. Там, по словам, Бобби Коши, руководителя Международного департамента развития представительства Шаржди, скоро откроются семь апарт-комплексов и три отеля.
Темно от самолетов
Теперь о перевозке. «Аэрофлот» год назад летал из Москвы в Дубай дважды в сутки, в этом сезоне удвоил периодичность рейсов. На два увеличилось и количество ежедневных полетов «Трансаэро», их стало шесть. Семь дней в неделю продолжают летать Emirates в Дубай и Etihad в Абу-Даби.
«Не скажу, что перевозка в избытке, баланс спроса и предложения пока держится», – отмечает Антон Тарасюк. «На сегодня – нормально», – подтверждает Елена Хряпина. Но на ноябрьские праздники заявлен дополнительный рейс «Донавиа», заказчиком называют Space Travel. «Это же каникулы. А характерная черта русского рынка – как раз выезд на выходные и праздники. И мы уже продали все места», – уверяет Сергей Овчинников, руководитель департамента ОАЭ Space Travel.
А вот что будет на Новый год… Едва ли не каждый туроператор планирует короткую программу на зимние каникулы, а некоторые – по две. «В итоге будет около 15 дополнительных цепочек, если все заявления реализуются, – считает Ольга Войкина. – Ситуация осложняется тем, что все туроператоры ставят рейсы в разные даты, и объединиться в случае необходимости будет непросто». До кризиса допрейсы поднимались 28 декабря и 5 января, это позволяло корректировать объемы программ.
Кстати, прошлой зимой многие туроператоры рассчитывали «расшириться» на Новый год за счет емкостей авиакомпании Emirates. Но ее тарифы на дополнительные рейсы, по словам туроператоров, переваливали за $2000 в экономклассе, и руководители турфирм в срочном порядке искали альтернативу.
Пусть падают
Этот материал готовился к печати в конце октября, и никто не решался строить долгосрочные прогнозы. Но из разговоров с туроператорами становится ясно, что их в большей степени волнуют продажи в декабре, по причине проблем с загрузкой отелей ожидается падение цен на турпакеты вплоть до $390. Новый год тоже может загореться из-за обилия чартеров.
«Сезон очень непростой. Приходится все время отслеживать ситуацию, – высказался один туроператор. – Нам бы пережить декабрь с его демпинговыми ценами…».
«Соответствие цен существующему спросу – это и есть живой рынок, когда все стороны заинтересованы в загрузке: не только операторы, которые несли риски и по перевозке, и по выкупленным номерам до 2008 года, но и гостиницы, – возражает Ольга Войкина. – А если состоятся все запланированные рейсы, прирост на рынке в целом составит 20%. Больше оптимизма, коллеги!».
Не элитно
С 16 октября арабский перевозчик FlyDubai начал полеты из Екатеринбурга в Дубай. Пока рейсы выполняются раз в неделю, планируется двукратное расширение. Причем цены инокомпании – порядка €200 за билет в оба конца, услуги местного конкурента – «Уральских авиалиний» значительно дороже.
Направление получит «добавку» бюджетных клиентов. Под них в стране открываются и соответствующие отели. Это, к примеру, новая дубайская гостиница Jebel Ali под управлением гостиничного оператора EasyHotel, известного на европейском рынке. Цены Jebel Ali удивляют: $27 в сутки! Коммерческий директор EasyHotel Калюм Рассел сообщил, что «ниша бюджетных отелей в Дубае не заполнена», пора заняться этим сегментом. Строительство гостиниц экономкласса запланировано и в Шардже.