Турпоток из России в Эмираты растет рекордными темпами. Туроператоры и авиакомпании не намерены останавливаться: в федеральном масштабе плановый объем перевозки на эмиратском направлении в сезоне-2012/13 на 50% превышает прошлогодние показатели. Вопрос: кому удастся на этом заработать?
Булимия воздуха
Эскалация перевозки достигается в основном за счет бурной активности туроператоров и авиакомпаний в регионах. «Хотя и московский рынок явно перегрет, – говорит гендиректор турфирмы UNEX Андрей Зорин. – По моим подсчетам, общая численность кресел на рейсах из российской столицы в Эмираты к пиковым датам возрастет более чем на 23% в сравнении с объемами сезона-2011/12». Увеличивается частота регулярных полетов «Трансаэро» в Дубай и Air Arabia – в Шарджу; Emirates в декабре выставляет на дубайскую трассу новый двухпалубный самолет рекордной вместимости – А-380.
Кроме того, добавились чартерные проекты туроператоров. Раньше они ограничивались короткими цепочками на высокие даты, первая сквозная программа на сезон, заявленная TEZ Tour позапрошлой зимой, считалась слишком рискованной и была прекращена раньше планового срока. В минувшем сезоне ее тоже приходилось корректировать в сторону сокращения. Но сейчас это никого не останавливает. TEZ снова заявляет чартерную программу на NordStar, плюс к тому в Дубай взлетают «Пегас Туристик» на «Оренбургских авиалиниях» и Coral Travel на «Уральских авиалиниях».
О том, сколь остра конкуренция за пассажира в Москве, свидетельствует следующий факт: «Аэрофлот» в этом году… снизил цены на перевозку в Дубай – то есть привел их в соответствие с общим тарифным контекстом направления. А раньше вел свою игру, без оглядки на конкурентов.
Для понимания общей ситуации на региональных рынках достаточно сказать, что есть города, где объем перевозки на Эмираты увеличился в разы. К примеру, в Казани прирост составил 180%, в Уфе – 100%. Борьбу за влияние в российских областных центрах ведут Air Arabia, Fly Dubai и «Трансаэро», а из туроператоров наиболее активны «Натали Турс», «Библио Глобус» и, конечно, «Пегас Туристик».
Ценовые радикалы
Всем очевидно, что заявленные объемы воздуха для рынка чрезмерны. «Уже на старте сезона перевозка и турпакеты торгуются ниже себестоимости, – говорит исполнительный директор Intravel Stoleshniki Евгений Юрьев. – Самое радикальное из тех SPO, что попадались мне на глаза: недельный отдых в 4-звездочном отеле Аджмана за 8 тыс. рублей на человека. Что показательно, есть туроператоры, которые уже сейчас продают в убыток туры на середину января и февраль».
Гендиректор TEZ Tour Владимир Каганер полагает, что на эмиратском направлении неизбежна оптимизация полетных программ: «Вы же знаете, одно дело заявить, другое – взлететь. И даже после сокращений многим будет сложно обеспечить свою перевозку номерным фондом в качественных востребованных отелях».
Действительно, отельеры ОАЭ сегодня чувствуют себя весьма уверенно. Соответственно, выросли цены, в среднем на 5–10%, резко сократилось количество бонусов со стороны отелей – типа бесплатных ночей, апгрейда вида питания или размещения. Евгений Юрьев отмечает, что даже новые объекты размещения и те гостиницы, которые раньше мало кого интересовали, загружаются на ура. Ведь помимо российского рынка, растущего естественным образом и еще нагнетаемого операторами, увеличивается количества клиентуры с Арабского Востока. Гости из Египта, Сирии и других стран, где политическая ситуация нестабильна, едут отдыхать в Дубай, тем более что это один из самых демократичных регионов Персидского залива.
Бэк-ту-бэк: и снова здравствуйте!
Эксперты предвидели дефицит номерного фонда в ОАЭ. «Гарантированные квоты на эту зиму я взял еще в марте, и проплатил их в режиме бэк-ту-бэк», – сказал в интервью «ГЛ» владелец принимающей фирмы Al Khalidiah Сирак Мурадян, который в сентябре купил контрольный пакет в российской туроператорской компании Space Travel.
С точки зрения гендиректора «Арт Тур» Дмитрия Арутюнова, рост финансовых рисков – в целом явление негативное для туроператоров, а значит, для их агентов и клиентов. Но доля коммитментов в структуре номерного фонда растет у всех участников рынка. «В какой мере – это зависит от специфики компании. Если вы предлагаете проживание в отелях, где номер стоит 10 тыс. у. е. за сутки, то можете не предоплачивать все на сезон вперед. А если ваш сегмент – бюджетная Шарджа, то сейчас и 100% коммитментов лишними не будут».
Действительно, в разгар сезона особенно остро будет ощущаться нехватка экономичных гостиниц. Как говорит Евгений Юрьев, турпоток растет преимущественно в «египетском сегменте»: «Раньше мы не продавали городские отели Дубая уровня 2–3*, но сейчас приходится – рынок этого требует».
А Ольга Войкина, директор по туризму «Эрцога», добавляет: всплеск спроса на ОАЭ произошел в основном за счет перераспределения потока с египетского направления. Между тем проживания за $20–35 в сутки на человека не могут предложить даже 2-звездочные гостиницы Дубая. Самым экономным туристам приходится уповать только на горящие туры. А для клиентов со средним бюджетом хорошей альтернативой египетским курортам могут служить Шарджа, Ум-эль-Кувейн и Фуджейра. Особое внимание стоит уделить Абу-Даби – столице, включившейся в активное развитие туризма. За последние несколько лет в Абу-Даби создан остров Яс с трассой «Формулы-1», «Феррари парком», полем для гольфа и огромным концертным залом. Скоро откроется крупнейший аквапарк на Ближнем Востоке. Новые отели предлагают фактически цены Шарджи и при этом отличную инфраструктуру для семейного отдыха.
Ирина Сиверская, ведущий менеджер по ОАЭ Travelsystem, обозначила хорошие перспективы сектора эко-отелей, которые, в основном, расположены в Абу-Даби, сделавшем большой рывок в развитии туристических объектов. «Сейчас этот район позабыт туроператорами, а там действительно появились отели высокого уровня и качества, гораздо легче подтверждать бронирования, да и шопинг не уступает дубайскому», - отметила она.
«Дальние Эмираты – вариант скорее для региональных турпотоков, – отмечает Владимир Каганер. – А на московском рынке в центре внимания будут те поставщики, кто сможет оперативно подтверждать популярные отели Дубая и Шарджи.
Снова о киберугрозе
«Квартирный вопрос» на эмиратском направлении усугубляется тем, что многие отельеры борются со своими же партнерами-туроператорами за прямого клиента. Ведут активные продажи на собственных сайтах и предлагают себя в раскрученных системах бронирования b2c, делится впечатлениями Евгений Юрьев.
Данный тренд отчетливо прослеживается даже в премиум-сегменте, который живет в стороне от проблем массового рынка, говорит Ксения Бузлаева, коммерческий директор Premium Club Travel. «Многие клиенты проводят мониторинг цен в Интернете, и мы в своей тарифной политике учитываем все SPO и те тарифы, которые публикуются на сайтах отелей, – добавляет г-жа Бузлаева. – Что же касается ресурсов прямого бронирования… Клиентам в любом случае нужна наша визовая поддержка и сопутствующие услуги. Аренда яхт, машин, организация VIP-встреч… В премиум-сегменте рынка туроператор сейчас берет на себя функцию консьерж-сервиса, и здесь Интернет ему не конкурент».