И трех выводах по итогам краха «Розы Ветров. Мир»
Уход с рынка еще одного туроператора – «Роза Ветров. Мир» – в отличие от «Невы» и «Лабиринта» не вызвал массовых волнений агентств и туристов. Ведь масштабы бедствия несравнимы. Но сколько драматизма в этой истории, в том числе личностного!
Она утонула в «Неве»
Напомним, что фирма «Роза Ветров. Мир» образовалась в 2010 году в процессе разделения бизнеса между бывшими супругами, Ириной Крюковой и Сергеем Зенкиным. К «Розе Ветров. Мир», которую возглавила Крюкова, отошел блок выездного туризма, Сергей Зенкин и его «Роза Ветров» сосредоточились на въездном, внутреннем и событийном, а также франчайзинге.
Компания «Роза Ветров. Мир» не была заточена под массовый туризм, не ввязывалась в демпинговые войны, не вела агрессивную маркетинговую политику. Она, как все, время от времени «теряла деньги» – и, наверное, продолжала бы тихо работать и дальше, если бы не крах «Невы» 16 июля. Как объяснила Ирина Крюкова, после обрушения этого туроператора банк, кредитовавший компанию, отозвал ранее принятое решение кредитного комитета об возобновлении овердрафта на 15 млн рублей. Кроме того, немедленной оплаты задолженностей потребовали зарубежные контрагенты.
Тут нельзя не упомянуть, что в течение четырех лет своего существования «Роза Ветров. Мир» находилась под постоянным прессингом. Это конфликт с бывшим партнером, которого Ирина пригласила в обмен на инвестиции в 9 млн рублей. Решение усилить бизнес обернулось судами, скандалом в СМИ и потерей денег. А были еще хищение средств со стороны сотрудника, попытка рейдерского захвата... Обо всем этом Ирина Крюкова подробно рассказала в интервью, опубликованном на HotLine.travel 31 июля: «О вреде дружеских инвестиций и пользе внутренней безопасности».
В общем, «Нева» стала последней каплей, и под грузом обстоятельств «Розе Ветров. Мир» пришлось объявить о приостановке деятельности. Процесс постарались сделать максимально безболезненным и корректным для туристов. Предупредили Ростуризм и «Турпомощь», подключили коллег-туроператоров (в частности, ICS Travel Group и «Русский Экспресс»), которые в срочном порядке помогли перебронировать туры «РВМ». Причем что показательно: часть туров удалось оплатить за счет страховщиков в рамках возврата средств по фингарантиям. Их у туроператора два: «Ингосстрах» и «БИН-страхование», общая сумма обеспечения составляет 60 млн рублей, а потери оцениваются в 40 млн. Так что денег хватит всем пострадавшим.
Три вывода
А теперь о трех выводах, которые можно сделать из всей этой истории. Первое. Туроператорский бизнес сейчас хрупок как никогда. Известие о крахе одной фирмы может потопить вторую на том основании, что у кого-то третьего сдали нервы: он хочет получить долг немедленно или не хочет наращивать риски. Второе. Турбизнес под колпаком у центральной прессы. Несмотря на то что за границей на момент краха «Розы Ветров. Мир» было около 100 туристов, журналисты уделили этому скандалу едва ли не столько же внимания, сколько «Неве» с ее 6000 клиентов. Третье. «Розе Ветров» Сергея Зенкина, придется потратить много сил на восстановление имиджа бренда. Сам он признал, что крах созвучной компании вызвал огромную волну беспокойства. «Например, несмотря на то что мы не пользуемся овердрафтами, сразу два банка, в которых у нас есть разрешение на овердрафт, повторно запросили все документы», – рассказал Сергей Зенкин. Впрочем, он уверяет, что финансовое состояние компании устойчивое, туристы могут быть спокойны.