logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 16 ноября 2011

Нужны ли российские лоукостеры туроператорам?

Нынешняя осень ознаменовалась уходом с рынка обоих отечественных перевозчиков-лоукостеров. И если перспективы программ Sky Express, чьи лайнеры перешли под крыло «Авиалиний Кубани», еще на стадии обсуждения, то «Авианова» уже безусловно канула в Лету: 12 ноября владельцы решили ликвидировать компанию. Каково же теперь будущее у рынка лоукоста в России?

Нужны ли российские лоукостеры туроператорам?Участники рынка считают модель неприспособленной к условиям страны

Как рассказывают в турфирмах, занимающихся Россией, на поездах в этом году отдыхающие чаще ездить не стали. Значит, экономичной авиаперевозкой люди пользовались несмотря ни на что. Значит, потребителю лоукостеры нужны. Но будет ли у туристов возможность летать «бюджетниками» на юг следующим летом, пока неизвестно.

Нынешняя осень ознаменовалась уходом с рынка обоих отечественных перевозчиков-лоукостеров. И если перспективы программ Sky Express, чьи лайнеры перешли под крыло «Авиалиний Кубани», еще на стадии обсуждения, то «Авианова» уже безусловно канула в Лету: 12 ноября владельцы решили ликвидировать компанию. Каково же теперь будущее у рынка лоукоста в России?

За 500 рублей не получилось

Официальной версией краха «Авиановы» считается конфликт акционеров, приведший к финансовому тупику. В свою очередь, Sky Express залез в большие долги перед аэропортом Внуково, что привело руководство компании к необходимости ее продажи. Но это «вершки». А что же «корешки»? Почему в принципе могли возникнуть финансовые проблемы у перевозчиков, чьи услуги в первое время пользовались ажиотажным спросом? На этот счет существуют две точки зрения: давление со стороны «Аэрофлота» и его лоббистов, и неграмотное управление, приведшее к многочисленным сбоям в расписании (согласно статистике Росавиации, оба лоукостера постоянно попадали в лидеры по числу задержек).

Так, требование иметь к новому году минимум десять однотипных самолетов совершенно не входило в планы ни «Авиановы», ни Sky Express. Как и грядущий фактический запрет перевозчикам «второго эшелона» выходить на международный рынок – ряд источников утверждает, что такие проекты у «Авиановы» были. Постоянная смена Росавиацией правил игры заставила акционеров компаний-лоукостеров задуматься: а выгоден ли вообще такой бизнес?

Впрочем, если с требованиями авиационных чиновников пока не все ясно даже, наверное, самим чиновникам, то отношение отечественных лоукостеров к пассажирам однозначно оставляло желать лучшего. «Я три раза летал «Авиановой», и все три раза случались задержки, вплоть до 5 часов, – рассказывает генеральный директор туристической компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. – Это для них, увы, было нормальным явлением». Но для туристов, обращает внимание эксперт, пятичасовая задержка рейса может означать, что день отдыха пропал. «К тому же, штрафы в отелях бывают серьезные, если едет семья – 6 тысяч рублей легко вылетают в трубу. И таким образом теряется вся выгода от дешевого билета».

Да и дешевизна перевозки у российских лоукостеров в последние годы стала весьма условной. Так, на старте проекта Sky Express билеты в Сочи можно было купить всего за 500 рублей, однако с каждым годом цены росли, в итоге составив на этом направлении 3,5-4 тысячи в 1 конец – против 5-6 тысяч у «Аэрофлота». Но нацперевозчик, в отличие от лоукостеров, не предлагает неудобные вылеты в час ночи или шесть утра. Неудивительно, отмечают туроператоры, что загрузка рейсов «Авиановы» и Sky Express в итоге сильно упала.

Лоукост или «трэш»?

Впрочем, лоукостерам в России ничего и не оставалось, кроме как повышать цены на услуги. В противном случае рентабельность обоих проектов уже давно бы стала отрицательной. Ведь, по словам наблюдателей, модель лоукост-перевозчика в России не была копией западной – издержки «Авиановы» и Sky Express выходили непомерно тяжелыми. В первую очередь потому, что в Европе лоукостеры летают в специально предназначенные для бюджетной перевозки аэропорты. А в нашей стране – в те же воздушные гавани, что и «Аэрофлот». В европейских аэропортах эконом-класса нет duty free, телетрапов и прочих удобств, что удешевляет обслуживание рейсов в 1,5-2 раза. К ним, как правило, нет железнодорожного подъезда, они удалены от центров крупных городов. Но таких объектов десятки.

На самом деле аэропортовая база большая в России. И не вся она активно используется для пассажирских перевозок, хотя технические возможности для этого есть. Например, подмосковный Чкаловский с его самой длинной в Европе взлетно-посадочной полосой. Или второй аэропорт Екатеринбуга Уктус. «А также множество бывших военных аэропортов, которые легко переоборудовать для пассажирских нужд, ведь большинство из них способны принимать суда типа Боинг-737 или Аэробус-320, – добавляет руководитель отдела авиаперевозок компании «Нева» Сергей Бураков. – Но кто будет вкладывать средства в реновацию? Длинных денег у нас в стране нет, трехлетние кредиты уже считаются затяжными».

В итоге, по словам одного из наблюдателей, в нашей стране получился не лоукост, а, выражаясь модным языком, «трэш». Быть может, как заявил г-н Бураков, «модель не приспособлена для России – или Россия не приспособлена для модели»? «Пассажиры хотят максимальных удобств за три копейки, но очевидно же, что в нынешних реалиях – либо одно, либо другое», – утверждает он. Такого же мнения придерживается один из посетителей онлайн-журнала Hotline.Travel: он считает, что лоукостеры удобны в случае перевозок лишь на небольшие расстояния, а, например, на маршруте Москва – Сочи при предлагаемом соотношении цена-качество люди выберут все-таки «Аэрофлот».

Без государства – никуда

Так реально ли выстроить в сегменте российского лоукоста рентабельный бизнес? Очевидно, да, но лишь в одном случае: если «Единая Россия» и нацперевозчик допустят появление на этом поле новых игроков. И туроператоры совсем не против аффилирования такого бизнеса с государственными или лояльными к власти структурами. По крайней мере, тогда не будет возникать вопроса, с какой же цены билета начинается «лоу» (бюджетные тарифы), считают участники рынка. «Ведь это же ненормально, когда мы брали у «Авиановы» блоки на Геленджик по 7,5 тысяч рублей за кресло, а перевозчик выставил в свободную продажу билеты за 7», – напоминает Сергей Ромашкин. С тем, что хорошего, качественного лоукоста России не хватает, согласен и эксперт в области авиации Александр Морозов. «Людей, которые пользуются авиаперелетами для внутренних туров – крохи, их количество мизерно по сравнению с европейскими странами. Появление лоукоста очень сильно поднимет внутренний туризм. Если будет госпрограмма, если появится стратегическая линия Минтранса», – говорит он.

Но такой программы нет. Напомним, еще в прошлом году генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил о планах создания дочерней авиакомпании-дискаунтера на базе авиационных активов госкорпорации «Ростехнологии». Активы уже полгода как у нацперевозчика, однако ни о каком дискаунтере игроки рынка пока ничего не слышали.

Впрочем, в связи со вступлением России в ВТО и неаффилированные с «Аэрофлотом» перевозчики теоретически могут получить неплохие условия доля развития лоукоста. Как сообщает «Коммерсантъ», в течение следующих семи лет импортные пошлины на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты снизятся с 20% до 7,5%, на остальные воздушные суда – до 12,5%. При этом уже сейчас таможенный режим России позволяет эксплуатировать большинство иностранных самолетов в стране беспошлинно как минимум до 2018 года. Директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак считает, что эти условия имеют все шансы сохраниться.

  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турецкий all inclusive под угрозой
Турецкий all inclusive под угрозой

Обзоры и аналитика

31/10/2025
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение