Глобальный тест-драйв начался
16 мая в Сочи отметили открытие первого постолимпийского туристического сезона. Традиционный общегородской праздник власти совместили в этот раз с парусной регатой, а еще – с большим инфотуром для турагентов и прессы, желая показать, что курорт преобразился и готов принять рекордное количество туристов. К тест-драйву присоединились и журналисты «ГЛ».
Олимпийские рекорды
Надежды на сезон возлагаются большие: построено много новых объектов, номерной фонд удвоился, и теперь курорт рассчитывает на наплыв туристов. Мы с коллегой девять лет не были в Сочи, поэтому почувствовали изменения сразу. Большой современный аэропорт, например, ничуть не хуже, а может, даже и лучше, многих европейских. Новые олимпийские дороги – и железные, и автомобильные – тоже впечатляют. До Красной Поляны теперь можно добраться за каких-то 40 минут по прекрасной автотрассе или на современном электропоезде «Ласточка». Дорога из центра Сочи до новых отелей в Имеретинской низменности занимает минут 30: наш таксист Эдик, правда, гнал со скоростью 140 км в час, сбрасывая только перед камерами. У отеля взял 1200 рублей и предложил «любые другие услуги, не только транспортные».
Таксисты в Сочи оказались полезными информаторами. Коллега Эдика рассказал, как за одну ночь специально к приезду Путина на Имеретинской набережной возвели ресторан. Другой – как за два дня в Олимпийском парке положили асфальт.
В общем, когда нашей группе показали недостроенный тематический «Сочи-Парк» с кучами песка среди будущих аттракционов, уже можно было не сомневаться: должны успеть.
Курортные контрасты
Конечно же, нам показали спортивные объекты и новый курорт «Имеретинский», который расположен между олимпийским парком и абхазской границей.
Этот нью-Сочи представляет собой огромное пространство, застроенное отелями и жилыми корпусами, в которых теперь сдаются или продаются апартаменты.
В мае курорт выглядел как декорация к фантастическому фильму: казалось, что какая-то неведомая сила убрала с улиц людей и оставила лишь здания и припаркованные кое-где автомобили и автобусы. Широкий пляж был тоже почти пуст. А вот новая набережная выглядела оживленнее. Работали прокат электрокаров, велосипедов и то самое кафе, где за ужин на двоих мы выложили 7300 рублей. Это с вином и рыбой.
При этом в центре Сочи жизнь кипит. Набережная в районе морвокзала вечером заполнена людьми, работает множество заведений, как говорится, на любой вкус и кошелек. Впрочем, власти уверяют, что и в Имеретинской долине курортная инфраструктура будет развиваться. На совещании с мэром Сочи Романом Пахомовым туроператорам пообещали, что, например, пляж обустроят в июне, сделать это ранее мешала вероятность сильного весеннего шторма. И сопутствующий мелкий курортный бизнес туда тоже придет. Были бы отдыхающие.
Мягкий старт
«ГЛ» уже писала, что о заполнении новой курортной зоны задумались поздно. Занятые олимпийскими хлопотами, отельеры затянули с прайсами на лето и, как результат, договоры с туроператорами стали заключать только в апреле-мае. Соответственно, и продажи начались поздно. Кроме того, сами отели в Имеретинской долине специфические. Хорошие, но у каждого есть нюансы, мешающие его продавать. Взять, например, BridgeResort 4*, в котором мы жили. Холл, номера, спа-центр – все сделано и обставлено в целом неплохо. Однако во время осмотра отеля турагенты сразу сказали менеджеру: не обижайтесь, продавать вас пока не будем. А причины такие. В отеле несколько корпусов, при этом территория голая – жухлые газоны, нет детских площадок. Опять-таки неоправданно дорогие еда и напитки. В общем, это тот самый случай, который в туризме называют soft-opening: отель открыт, но работает еще не все.
Отель «Айвазовский». Четыре звезды, едва не стал «Шератоном». Очень приятные номера, прекрасный сервис в ресторане, стоит прямо у моря, но до ближайшего пляжа топать 300 метров, так как рядом строится стоянка для яхт и купаться там негде. В мае на ее территории прямо у берега, кстати, красовалась куча металлолома. За отелем расположен целый микрорайон из апартаментов «Прибрежный квартал» на 1089 номеров. Цены на размещение демократичные (от 1800 рублей), но проблема с пляжем та же.
Город-отель «Бархатные сезоны» полностью оправдывает свое название. Это жилая зона, плотно застроенная корпусами (85 зданий, почти 9000 номеров!), где можно снять номер или апартаменты. Нам показали комплекс «Екатерининский квартал», там предлагается размещаться семьям с детьми. Турагентам понравились просторные комнаты, большие балконы, неплохая мебель. Но вот на кухне в апартаментах желательно иметь посудомоечную машину и самой посуды побольше. Особенно если учесть цену – от 6000 руб.
Пятизвездный Radisson Blu Resort & SPA вызвал меньше всего нареканий – это стильный курортный отель с ухоженной территорией, которая выходит прямо к набережной и пляжу. Все замечательно, только цена кусается – минимум 6500 рублей за номер. По словам менеджера по продажам, на момент нашего визита номерной фонд был заполнен всего на 18%. Однако там уверены, что своих клиентов найдут. Например – за счет корпоративных заказов и эксклюзивных вариантов размещения гостей. Отдельно стоящие виллы по цене 100 000 рублей в сутки на лето уже почти распроданы.
При этом у известных отелей и пансионатов Сочи, которые расположены в обжитых районах и давно работают на рынке, проблем с заполнением, похоже, нет. На конференции перед участниками ознакомительного тура выступила представительница комплекса «Аква-Лоо» в Лазаревском. 938 номеров, размещение в которых продавалось по цене 3500–4000 в сутки с человека, сгенерировали в 2013 году 18 млн долларов прибыли. В этом году номеров уже 1200, финансовый план, естественно, еще более радужный. Секрет прост – all inclusive, большой аквапарк, целевые спецпредложения под конкретные группы клиентов.
Глобальный тест-драйв
Кроме позднего старта продаж, недоделок и не всегда адекватных цен, продавать новые отели мешает нехватка информации. Туристы пока слабо себе представляют, что такое курорт «Имеретинский» и чем проживание там отличается от отдыха в остальных районах Сочи, где отдых привычен и предсказуем. И повышение информированности туристов – дело не одного лета. В Сочи сейчас, по сути, проходит глобальный тест-драйв. Масса людей приезжают посмотреть на те места, где проходили Олимпийские игры. И от того, что они увидят и с каким уедут настроением, зависит успех нового сезона. По мнению экспертов, создать хорошее впечатление Сочи пока удается. Обновленный курорт туристам в целом нравится. Главное – удержать планку.
Эксперты – о перспективах нового Сочи
Сергей Войтович, Bedsonline
К новым отелям у меня уже нет вопросов. Они во всем идут навстречу, дали хорошие цены, постоянно выпускают спецпредложения и проводят акции, привлекая внимание клиентов. Вопросы есть к администрации города: удастся ли сохранить, например, олимпийскую чистоту в период, когда курорт заполнят миллионы гостей? Что касается перспектив. Я уверен, что Сочи превратился в курорт, который не имеет аналогов в мире, и в полной мере это будет очевидно зимой, когда туристы оценят возможности новых отелей и курортной зоны в Красной Поляне. Продажи уже идут, и очень хорошо.
Сергей Ромашкин, «Дельфин»
О том, как продаются новые отели, говорить пока рано, так как в силу позднего контрактинга мы начали их продавать только в мае. Но в любом случае сезон в целом ожидается рекордный. По Краснодарскому краю мы прогнозируем рост на уровне 40%. Турпоток очень сильно вырос.
Как я продавала Сочи
Корреспондент «ГЛ» предложил одной из участниц инфотура, работающей в турагентстве в одном из городов России, рассказать, как продается обновленный Сочи. Мнение, по ее просьбе, публикуем без подписи.
«Из поездки в Сочи я вернулась воодушевленная: думала – вот сейчас начну продавать! Однако когда рассказываю клиентам о Сочи, показываю фото, вижу, что относятся они настороженно. И, увидев цены, все-таки предпочитают выбирать Турцию. Получается дешевле, да и им понятнее, чего ждать от отдыха. В новом курорте «Имеретинский» я продала пока только размещение в отеле «Азимут». И то не сразу. Поработать с ними напрямую не получилось. Мое письмо мужчина, который водил группу по отелю, проигнорировал. По телефону сначала попадала на автоответчик, а когда дозвонилась, выяснила, что комиссию агентам отель не дает. Через сочинского туроператора тоже не смогла – там спят все, информация на сайте неактуальная. В итоге плюнула и от безысходности забронировала этот отель на «Букинге», ничего не заработала, но хоть клиенты довольны».Что почем. Цены на размещение на новом курорте и в старых районах Сочи
Отели | Минимальная цена размещения на двоих, июнь |
Имеретинский | |
«Прибрежный квартал» (апартаменты) | 2100 рублей в сутки за однокомнатные апартаменты без питания, с полупансионом – 2850 рублей |
«Бархатные сезоны» 3* | 3000 рублей – стандартный номер, 6000 рублей – апартаменты с кухней, завтрак включен |
«Айвазовский» 4* | 3950 рублей, доплата за полупансион – 650 рублей |
Bridge Resort 4* | 4900 рублей, завтрак включен |
Radisson Blu Resort & SPA 5* | 6500 рублей, с завтраком - 8500 |
Центральный
| |
Гранд-отель «Жемчужина» 4* | 6900 рублей (все включено) |
Адлерский | |
«Адлеркурорт» | 2680 руб (с завтраком, корпус «Дельфин») |
Лазаревский | |
Оздоровительный комплекс «Дагомыс» | 5000 рублей (с завтраком, без лечения) |
Комплекс «Аквалоо» | 7000 рублей (все включено) |
указаны по состоянию на 9 июня.