Крупные международные ТО и рынок внутреннего туризма. Кто кого?
Остросюжетные события разворачиваются во внутреннем туризме. После серии банкротств местных старожилов (в 2013-м закрылись «Раена», «Синяя птица», «Восточный Экспресс») на этот рынок один за другим выходят тяжеловесы аутгоинга. О своем намерении оперировать по России в октябре заявил «Библио Глобус», в феврале – «Музенидис Трэвел», в марте – Coral Travel.
Что их тянет на эти галеры? Смогут ли пришельцы занять существенные доли внутреннего рынка? Чем ответят конкуренты?
Рынок № 1
Итак, почему же вдруг туроператоры, которые всю жизнь вывозили клиентов и их деньги за рубеж, вдруг заинтересовались совершенно чуждым для них внутренним рынком?
Посчитаем клиентуру
Тяжеловесам надо расти, так устроен их бизнес. Между тем высоко конкурентные направления аутгоинга давно не дают им возможностей для серьезного увеличения турпотоков. Уже пошли в расход субмассовые рынки: Болгария, Хорватия, Черногория. Но это все как слону дробина.
Очевидно, делать количественные рывки сейчас можно только в России, которая объективно является для наших соотечественников самым главным направлением пляжного туризма.
Один только Краснодарский край, согласно официальной статистике, в 2013 году принял 11,6 млн отдыхающих – в три с половиной раза больше, чем Турция; в шесть раз больше, чем Египет; в одиннадцать раз больше, чем Таиланд… А такие страны, как Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Кипр, Италия, по объемам российских турпотоков даже рядом с Кубанью не стояли.
Помимо Краснодарского края существуют еще Абхазия и Крым, чьи курорты в России всегда воспринимались как «внутренние».
И на всем этом просторе – ни одного туроператора, который по масштабам бизнеса мог бы сравниться с игроками высшей лиги аутгоинга.
Видимо, этими резонами и руководствовались владельцы «Библио Глобуса», когда прошлой осенью запланировали «поход на Россию». Данное предположение подтверждает Александр Туголуков, управляющий директор компании: «Каждый год осваиваем новые направления. А когда верстали планы на 2014-й, оказалось, что на выездном рынке и выйти-то уже некуда».
Как «Астравел» всех кадрами снабжал
Наверняка владельцев «Библио Глобуса» предупреждали, что не все так просто: на отечественных курортах не работает общепринятая логика бизнеса, буксуют технологии поточного туроперейтинга.
Это их не остановило, но они все же учли специфику загадочного российского рынка – пригласили команду специалистов: в «Библио Глобус» переместился целый отдел в количестве пятерых человек из компании «Астравел». Впрочем, довольно скоро трое из этой пятерки перебрались… в Coral.
Что касается Coral Travel, тут в принятии решения о выходе на Россию значительную роль сыграл человеческий фактор.
Знаете, как часто бывает, – встречается с владельцем турфирмы некто и говорит: «А не хотите ли выйти на такую-то страну? У меня есть бизнес-план и связи на направлении. У вас – деньги и производственные мощности. Вместе горы свернем!»
Судя по всему, примерно такое предложение гендиректор Coral Джошкун Юрт получил от Юрия Блейза. Юрий Михайлович когда-то тоже работал в «Астравеле», а в последние года три сменил несколько компаний. Искал площадку для реализации своей идеи – для внедрения технологий массового туроперейтинга на внутреннем рынке.
Джошкун Юрт не меньше коллег из «Библио Глобуса» заинтересован в освоении емких рынков. Проект Блейза показался убедительным, тем более что к тому моменту возобновились хронические проблемы на египетском направлении, базовом для Coral Travel.
А несколько недель спустя начались события, вызвавшие настоящую депрессию в аутгоинге. Резкое ослабление рубля, угроза визовых санкций в отношении России… Очевидное снижение продаж по всем выездным фронтам. Эксперты уже констатируют отток клиентуры на внутренний рынок. Получается, что Coral с «Библио» как в воду глядели.
Однако легкий старт и быстрое продвижение в России никому из них не гарантированы. Дебютанты преуспеют лишь в том случае, если предложат на внутреннем рынке продукт, имеющий новую ценность для массового потребителя.
О дикарях и госзаказах
Чтобы оценить масштаб задачи, надо посмотреть структуру многомиллионной клиентуры, которую принимают отечественные курорты.
Согласно экспертным оценкам, 27–28% – это люди, отдыхающие по линии Соцстраха. Еще процентов десять потока забирают посреднические организации, обслуживающие крупные отрасли (атомную промышленность, сырьевые предприятия и проч.).
Несколько процентов достается турфирмам. Можно толкаться локтями в этом узком сегменте рынка, если делать Россию… так, для ассортимента.
А можно побороться еще и за львиную долю клиентуры – «дикарей», которые организуют свой отдых на отечественных курортах самостоятельно. Они составляют почти половину от общего турпотока отдыхающих, как полагают специалисты внутреннего рынка. Вот такой подход обеспечил бы серьезный количественный рывок. Но до сих пор никому из предпринимателей не удавалось выйти на внутреннем рынке в формат массового поточного туроперейтинга.
Степень стресса
Традиционные операторы внутреннего рынка появление новых конкурентов воспринимают по-разному.
Так, гендиректор компании «Алеан» Илья Уманский говорит о возможных положительных последствиях для всего бизнеса: пришельцы будут активно вкладываться в продвижение отечественных курортов на прямого потребителя, задействуют здесь свои армии лояльных дистрибьюторов; не исключено, что откроют рынку новые возможности – например, организуют внутреннюю чартерную перевозку.
А вот президент «Розы Ветров» Сергей Зенкин предвидит, что уже ближайший сезон для туроператоров, которые давно работают по России, будет тяжелым. Не исключает демпинга и даже временного обрушения рынка. Особенно серьезный удар грозит тем компаниям, которые не имеют своей уникальной ниши, считает Сергей Николаевич.
Его коллега из компании «Дельфин» Сергей Ромашкин предлагает не сгущать краски: «В плане ассортимента у новых игроков нет ничего выдающегося. Цены у них тоже на среднем уровне – во всяком случае пока. Со стороны я вижу, какие они делают ошибки, но говорить о них не буду: обучать конкурентов не моя задача. В ближайшем сезоне допускаю только одну угрозу. Тем людям, которые пришли в «Библио Глобус» и Coral Travel поднимать внутренний туризм, надо сейчас доказывать свою полезность. Показывать убедительные количественные результаты. Возможно, они ради этого будут ронять ценовую планку».
Что задумал «Музенидис»?
В тройке операторов международного туризма, заявивших недавно о выходе на внутренний рынок, «Музенидис Трэвел» стоит особняком. Не вызывает особого стресса у потенциальных конкурентов, поскольку вообще не имеет обыкновения агрессивно захватывать новые направления, и еще по той причине, что ориентируется главным образом на экскурсионный туризм, который представляет собой целину, лишь фрагментарно возделываемую нишевыми игроками.
Чем заинтересовала эта территория компанию с зарубежными корнями? «Музенидис» давно уже принимает в России клиентов из Греции. Опыт есть, заложена производственная база, – поясняет Валентина Воронкова, заместитель руководителя «Музенидис Интур». – Вполне логична идея развить этот бизнес, привлечь турпотоки из других стран, а также обслуживать самих россиян. Пляжные курорты тоже нас интересуют, но работать будем по запросу, и доля такого продукта в ассортименте нашего департамента составит 10–15%».
Возможно, по стопам «Музенидиса» вскоре пойдут и другие туроператоры аутгоинга. В частности, о своем намерении заняться организацией путешествий по России сообщил корреспонденту «ГЛ» гендиректор Space Travel Артур Мурадян.
Известные эксперты внутреннего рынка признают экскурсионку перспективным направлением. «В отличие от пляжного сектора здесь не приходится вести неравный бой с Интернетом – даже самые самостоятельные клиенты нуждаются в содействии туроператора», – говорит гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Редакция «ГЛ» и служба «БАНКО» поддерживают идею развития культурно-познавательного туризма в России и организуют масштабный проект, миссия которого – раскрытие экскурсионных возможностей нашей страны.