Одни хотят, чтобы туроператоры силой навели порядок, другие предлагают довериться «невидимой руке» конкуренции
Реплика руководителя ростовского агентства «Руссо Туристо» Андрея Якубова о необходимости фигурального «отстрела» лишних турагентов вызвала множество протестных откликов, однако есть и те, кто согласен с прозвучавшим предложением. Вечный спор о том, кто, как и какими методами должен навести порядок в туристической рознице, продолжается.
Кому стрелять в лишних слонов?
Напомним, что реплика Якубова прозвучала на мартовской конференции сети ТБГ, где он сравнил ситуацию на рынке с африканским заповедником, в котором не в меру расплодились слоны.
Если излишнее поголовье не сократить, то на следующий год стадо все вытопчет, и еды никому не достанется. Докладчик уверен, что заняться чисткой должны операторы, «заключающие сейчас договоры со всеми подряд».
Комментарии под репликой г-на Якубова ничего кроме критики его радикальной позиции не содержат и больше напоминают интернет-троллинг, чем дискуссию. Однако по большому счету многие согласны: ситуация, когда розничные офисы открываются на каждом шагу, дверь в дверь, и переманивают клиентов скидками, ненормальна.
В разговоре с корреспондентом журнала HotLine.Travel представители туриндустрии высказываются за регулирование, а вот насчет того, кто его должен осуществлять – власти, сами агенты, туроператоры или рыночные механизмы – позиции расходятся.
Фильтр для новичков
Руководитель московского агентства «Элита ТТ» Оксана Тизяева призывает государство. Она полагает, что начинать отбор достойных необходимо, установив формальные требования к офису. «Хотя бы 5 квадратных метров компания должна иметь в собственности или арендовать. А при наличии адреса можно поставить и тот самый контрольно-кассовый аппарат – тем самым чиновники смогут вывести из тени лиц, которые сейчас налоги не платят», – подчеркивает собеседница журнала HotLine.Travel. Контрольные функции, по мнению Тизяевой, должны быть возложены на Ростуризм и региональные турвласти.
За государственное регулирование ратует и сам Андрей Якубов, который предлагает ввести минимальные финансовые требования к агентствам. «Например, установить, что оборот в месяц не может быть ниже одного миллиона рублей, – говорит он. – При средней комиссии в 10 процентов это означает, что компания будет иметь в своем распоряжении как минимум 100 тысяч рублей ежемесячно, на которые она наймет хотя бы трех человек, начнет рассчитываться с государством по налогам».
Андрей Якубов говорит о пяти стандартах, которые надо ввести: кроме обязательного наличия офиса, «белого» оборота, минимального числа сотрудников и работы бухгалтера, это также образовательный ценз для сотрудников и руководителя. Как обеспечить соблюдение предлагаемых стандартов, правда, неясно.
Директор курского агентства «Лоттери» Мария Тарасова сокрушается, что властям нет дела до их проблем. В Курске местная администрация призвала турбизнес записаться в единый реестр агентств, однако дело это добровольное, так что реестр не полный. Кроме того, что делать с этим списком, не вполне понятно.
И снова ФАС
В условиях отсутствия государственной инициативы взять ее в свои руки агенты предлагают операторам. Их агентские отделы Оксана Тизяева просит отслеживать тех партнеров, которые делают за год не более двух бронирований, и избавляться от подобного балласта. Необходимым, по мнению главы «Элиты ТТ», является снижение стартовой агентской комиссии с 8 до 3–5 процентов.
У самих туроператоров по поводу регулирования агентского рынка нет единого мнения. Например, генеральный директор «Джет Тревел» Максим Приставко уверен, что качество само себе пробьет дорогу. Он настаивает: рынок в состоянии сам себя отрегулировать, поэтому возводить какие-то барьеры на пути новичков, фильтровать розницу исходя из наличия офиса, кассового аппарата неправильно. По словам г-на Приставко, есть именитые сети, в которых работают непрофессиональные менеджеры, но в то же время найдется много надомников с некоторым количеством постоянных клиентов, профессионализму которых другим турагентам можно лишь поучиться.
В то же время руководитель ICS Travel Group Дмитрий Шевченко считает уместной выработку общих стандартов по работе с агентствами. «От демпингующих надо отказываться, – говорит эксперт. – Мы готовы поддержать инициативу партнеров». Впрочем, такая попытка в рамках АТОР уже была – пять лет назад туроператоры объявили о создании Хартии поддержки агентского бизнеса. И договорились снижать комиссию тем компаниям, которые подрывают рынок необоснованными скидками. Почти сразу вмешалась Антимонопольная служба. В манифесте туроператоров она усмотрела признаки нарушения законодательства.
Где выход?
Вероятно, именно из-за невозможности возложить все контрольные функции на государство или туроператоров возникла идея внедрить обязательное саморегулирование агентского рынка. Но этот путь категорически не нравится самим агентам: в этом случае финансовая нагрузка на них, как участников СРО, возрастет, а полезный эффект не очевиден. Представьте, если в СРО будет, например, 1000 участников, то кто и как сможет контролировать их работу? Фикция! А ведь принцип СРО подразумевает наличие коллективной ответственности всех за каждого.
Истина в вечном споре о том, кто и как должен наводить порядок в рознице, вероятно, находится где-то посередине между отраслевой властью, туроператорами и самими агентами. Участники рынка понимают – надо формулировать законодательные инициативы, которые соотносятся с реальностью и отвечают интересам как потребителей, так и бизнеса. Об этом говорили на прошедшей в середине апреля пресс-конференции, где присутствовали руководитель Ростуризма Олег Сафонов и члены правления только что образованного Союза турагентств.