Украинский туррынок переживает труднейший период
В результате «февральской революции» в Украине интерес к туризму упал до минимума. Жителям страны не до отдыха на курортах. Продаж почти нет, перевозка сокращается, а перспективы восстановления спроса в ближайшее время весьма туманны.
Забыть о первоначальных планах
Смена власти в Украине, а также предшествующее ей трехмесячное противостояние в Киеве и во многих других городах привели страну к экономическому кризису. Будущее экономики Украины, оказавшейся в преддефолтном состоянии, остается неопределенным. Девальвация гривны обернулась ростом цен во всех сегментах потребительского рынка и отразилась на платежеспособности граждан страны.
В руинах и украинский туристический рынок. По информации туроператоров, продажи упали в среднем на треть уже в декабре – январе. А в феврале, когда у Майдана гремели выстрелы и гибли люди, многие туркомпании на несколько дней распустили сотрудников по домам, на удаленную работу. По статистике украинской системы поиска и бронирования туров «Айти-Тур», в период с 18 по 23 февраля количество поисковых запросов по всем направлением упало почти в шесть раз.
Снизились и показатели внутреннего туризма. Туроператоры, занимающиеся продажей туров в Западную Украину и Крым, говорят о падении спроса на 50–70%. Положительными факторами являлись разве что краткосрочный всплеск спроса на авиабилеты за счет бронирования в один конец (в основном в украинские регионы и Россию. – Прим. ред.), а также отсутствие отказов от ранее приобретенных туров.
Прогноз на ближайшее будущее пессимистичный. В мае предстоят досрочные выборы президента Украины. Это значит, что определенный сегмент клиентов, в частности чиновники и представители крупного бизнеса, традиционно отправляющиеся за рубеж несколько раз в год и выбирающие дорогие курорты, предпочтет повременить с отдыхом, а экономные туристы в условиях нестабильности вряд ли захотят тратить последние деньги на путешествия.
Как следствие, о первоначальных планах на лето туроператорам и перевозчикам пришлось забыть. В конце февраля – начале марта они приняли непростое решение: сокращать объемы. Снижены частоты рейсов из Киева в Дубай а/к FlyDubai, на которой ряд компаний имели блоки мест. Вместо двух программ на Доминикану оставлена одна, скорректированы регулярные и чартерные рейсы в Таиланд, Египет.
Выживут сильнейшие
В Украине практически весь рынок контролируют те же холдинги, что и в России, – TEZ Tour, Coral Travel, «Пегас Туристик», TUI, «Анекс Тур», «Натали Турс», «Музенидис Трэвел». А недавно к ним добавились еще и PAC GROUP и «Библио Глобус». Естественно, возникает вопрос – как крупнейшие туроператоры отреагируют на возросшие риски, насколько критичными окажутся потери?
Эксперты говорят, что крупные компании, являющиеся частью международных или российских холдингов, с провалом спроса справятся за счет диверсификации бизнеса и поддержки аффилированных фирм. «Доля украинского рынка выездного туризма в разы меньше российского, однако даже нас ощутимо затронули события в Украине, негативно повлиявшие на продажи», – сообщила генеральный директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Для справнения, объемы «Пегаса» в Украине достигают 220 тыс. туристов в год, а в России – 3 млн.
По мнению экспертов, сложнее всего в этой нестабильной ситуации придется украинским компаниям, не имеющим финансовой подушки или поддержки зарубежного холдинга. «Дальнейшее падение гривны может привести к краю финансовой пропасти мелких и средних туроператоров и даже больно ударить по крепко стоящим на ногах ТО», – считает гендиректор украинской сети турагентств «Поехали с нами» Олег Кулик.