По следам публикации в ноябрьском номере «ГЛ»
Колоссальный резонанс вызвал рейтинг доверия туроператорам, опубликованный в № 11 «Горячей линии. Туризм» (стр.15). Хотя статья не имеет никакого отношения к Сети «ТБГ. Туристические бренды», через неделю после выхода номера из состава поставщиков розничного проекта вышел «Пегас Туристик». Руководству фирмы не понравилось, что по результатам опроса топ-менеджеров ТО их компания оказалась не на верхушке, а в конце рейтинга. Бурное обсуждение развернулось и на www.ТourDom.ru (форум «Курилка»). Нашлось немало тех, кто также критиковал редакцию за эту публикацию. На взгляд участников форума, логичнее было бы составить рейтинг доверия на основе мнений турагентов. В итоге альтернативный опрос организовали прямо в «Курилке». По состоянию на 15 декабря он набрал 800 откликов.
Сравнив оба получившихся списка (см. таблицу), мы видим: различия есть и они довольно показательны. Посетители «Курилки», в основной своей массе являясь турагентами, в первую очередь называли компании, с которыми активно работают. Именно поэтому «Пегас Туристик» набрал 9% голосов, оказавшись на втором месте. В свой собственный рейтинг участники форума вписали Coral Travel, «приподняли» КАПИТАЛ ТУР… А вот, скажем, «Интурист» поставили пониже.
В общем, симпатии форума вынесли наверх компании, чьи туры продаются едва ли не в каждом турагентстве. Все логично – с кем больше сотрудничают, тому и доверяют. «Большая часть ответивших основывается на прошлом опыте работы с компаниями, отчего и выявились явные лидеры», – резонно заметил один из участников дискуссии. Однако отсюда следует и другой вывод: в основной своей массе агенты не имеют возможности заглянуть на «кухню» к своим партнерам, оценить ситуацию не снаружи, а изнутри.
Именно поэтому редакция, устраивая опрос на тему доверия к туроператорам в современной экономической ситуации, обратилась к мнению самих ТО. Причем опрашивались только руководители компаний. Кто как не они являются носителями инсайдерской информации о состоянии туроператорского бизнеса? Именно топ-менеджеры ТО отслеживают каждый шаг своих конкурентов, анализируют данные о загрузке блоков мест, общаются с принимающими партнерами.
В отличие от турагентов, отвечая на вопрос редакции, руководители туроператоров руководствовались гораздо более разнообразными критериями (полный список можно почитать в онлайновой версии той самой ноябрьской статьи – в «Пекарне» на www.TourDom.ru). Так что между методиками экспертного опроса и голосования на сайте никак нельзя поставить знак равенства. Это совершенно разные исследования – как по трудоемкости сбора информации, так и по возможностям интерпретации результатов. Кстати, счетчик мнений на сайте легко «накрутить»: достаточно организовать голосование с максимально большого количества компьютеров. По этой причине при проведении маркетинговых исследований редакция «ГЛ» отдает предпочтение телефонным интервью. Их ценность выше.