Смотр операторских экипажей
Space Travel
Стабильный даже в узкой нише
Игроки рынка, слыша название Space Travel, как отзыв на пароль говорят: «Да, речные круизы по Европе!» Практически все они единогласно отмечают, что позиции оператора в этом сегменте прочны — с 2001 г. он планомерно «окучивал» европейские реки, и до последнего времени в России у него не было прямых конкурентов. Плюсом Space Travel коллеги считают хорошую проработку бассейнов Рейна и Дуная, добротную экскурсионку и, что немаловажно, отсутствие сколько-нибудь существенных жалоб на компанию со стороны партнеров и клиентов. При этом, по мнению специалистов, нельзя не признать, что ниша, которую занимает туроператор, узкая, здесь сложно развернуться. К тому же в целом спрос на речные путешествия не так высок, как на морские. Поэтому стабильность успеха Space Travel во многом зависит от того, как ему удастся в дальнейшем удерживать интерес к такому виду отдыха у потребителей.
Метрополис-тур
Любимчик собственных конкурентов
Поразительно, насколько добрые и теплые чувства вызывает у коллег производитель круизов отечественной сборки! «Один из последних столпов, высоко несущий знамя морских круизов», «единственная настоящая круизная компания», «достойны уважения за мужество» — и это все о нем, о «Метрополис-тур».
По словам конкурентов, оператор нашел и освоил нишу русскоязычных круизов. Кроме того, каждый сезон «Метрополис» решает проблему фрахта, а все заботы о техническом состоянии судна, подборе персонала, сервисе берет на себя. Сложность бизнеса компании — качество арендованных судов. Они, безусловно, уступают мегалайнерам мировых корпораций. Еще — российские объемы не позволяют использовать больше одного корабля в сезон, что ограничивает график путешествий. Однако эксперты оценили: в этом году российский оператор задействовал хороший теплоход с натуральной деревянной палубой и составил удобное расписание маршрутов по Средиземноморью. Среди факторов конкуренции, актуальных для «Метрополис-тур», участники рубрики назвали усиление присутствия на нашем рынке Carnival и Royal Caribbean. Важно, чтобы потребители не охладели к программам отечественного производителя, сравнивая его прайсы и уровень комфорта судна с предложениями иностранцев.
Travel MC
Новичок, но прыткий
Новичок среди туроператоров-круизеров Travel MC для экспертов — темная лошадка. Он был создан в конце прошлого года и впервые выходит на рынок речных вояжей. Тем не менее некоторые наблюдатели уже прослышали, что партнер Travel MC — крупная речная компания Европы с флотом из 26 теплоходов. Она будет заниматься наймом экипажа, кейтерингом и менеджментом, что довольно удобно при взаимодействии или возникновении проблем. Среди сильных сторон оператора — подготовленный состав руководителей круизного подразделения. Его возглавляет Марина Сабашникова, получившая большой опыт аналогичной деятельности в Space Travel. Ну, а минусы Travel MC, названные во время опроса, типичны для всех дебютантов: отсутствие репутации, опыта собственной работы и клиентской базы.
Атлантис Лайн
Ну очень представительный
Бренд «Атлантис Лайн» в сознании игроков круизного рынка прочно связан с международным концерном Carnival Cruise Line — оператор выступает его приоритетным партнером. Также он является официальным партнером Norwegian Cruise Line (NCL). Основным источником знаний об «Атлантисе» конкуренты называют его агрессивную рекламную кампанию. Из нее следует, что он позиционирует себя среди крупных туроператоров. Эксперты признают, что сотрудничество с мировыми брендами, возможно, и является основанием для гордости, но «какие у фирмы объемы и насколько серьезно она представлена — на рынке неизвестно…». Коллеги слышали заявления «Атлантис Лайн» о том, что благодаря его маркетинговой активности с этого сезона Россия вошла в десятку приоритетных для Carnival стран, но хотели бы найти подтверждение по иным информационным каналам.
Ланта-тур вояж
Просто звезда
Ланта — среди тех брендов, которые открыли нашим соотечественникам круизный продукт международного класса и производства. Главное преимущество туроператора, по мнению наблюдателей, в том, что Ланта-тур вояж выступает генеральным представителем в России и странах СНГ мирового круизного холдинга Royal Caribbean International & Celebrity Cruises — основного конкурента Carnival Cruise Line. Морские круизы — лишь часть продуктовой линейки компании, но специалисты признают, что Ланта делает их достойнее иных узкопрофильных участников рынка. Среди недостатков круизного предложения оператора чаще всего называют излишнюю «зацикленность» на продукте Royal Caribbean, ориентированного все же на состоятельных и, несмотря на русскоязычное сопровождение, англоговорящих туристов. По мнению коллег, это мешает круизным путешествиям Ланты стать более доступными и массовыми.
PAC Group
Бывалый морской волк
Эксперты вспоминают, что когда-то PAC Group сам организовывал круизы на собственном зафрахтованном судне, и теперь это помогает ему продавать продукт итальянской компании MSC Crociere. Безусловное уважение конкурентов вызывает также тот факт, что в этом году оператору удалось ставить круизы в несезон — зимой и весной. Что же касается ассортимента программ, которые предлагает PAC Group, — одни российские игроки характеризуют их как превосходные, другие не видят в них ничего уникального и считают маршруты по Балтике и Европе обычными, а цены — средними. Скептики обращают внимание и на то, что PAC выставляет тарифы на круизы от MSC в евро: это отпугивает часть его розничных партнеров. Подходы к ценообразованию, по их мнению, в будущем вообще способны существенно повлиять на долю рынка как самого круизера, так и его партнера в России. На фоне американских брендов, оперирующих долларом — дешевой валютой, европейские услуги могут оказаться менее востребованными.