Чем живут коллеги в бывших союзных республиках? Азербайджан, Грузия, далее везде
Главной темой отечественных и мировых СМИ остается конфронтация между Россией и Западом. Прессинг со стороны Америки и стран ЕС у большинства россиян вызывает естественное чувство протеста и, как следствие, тягу ко всему, с чем есть ментальное родство. Люди, привыкшие путешествовать, ищут новые маршруты, и не только внутри страны.
На этом фоне турпотоки в Ближнее Зарубежье, похоже, имеют шанс вырасти. Давайте же совершим легкую экскурсию по туристическим рынкам бывшего Союза. Тем более, что местный опыт весьма любопытен даже с чисто профессиональной точки зрения.
Для начала – «кто есть кто» в турбизнесе Азербайджана и в Грузии. Продолжение следует.
Азербайджан
Стабильность + нефть = туризм
Там, где есть нефть и нет войны, обязательно должны быть турпотоки. Российские операторы уже начинают отправлять клиентов в Азербайджан и прощупывают рынок этой страны на предмет работы в аутгоинге.
Каковы перспективы? Ответ надо искать в том, как устроена местная индустрия путешествий и каковы устремления тех, кто ее контролирует.
Эх, молодая!
В Азербайджане, согласно официальной статистике, работают 254 туркомпании. Все они базируются в городе Баку, в центральной его части. Это и операторы, и агенты; формальное разделение рынка на производственный и розничный секторы, которое у нас произошло в 1996 году, здесь пока отсутствует. Уже один только данный факт показывает, что местная туротрасль очень и очень молода.
Действительно, коммерческий туризм в стране начал развиваться в 2003–2005 годах. Известна, правда, одна компания, которая отсчитывает свою историю от 1991 года, это Improtex – первый частный туроператор по приему в суверенном Азербайджане. Но вообще, в 90-х было не до туризма – страна восстанавливала экономику.
А тем временем состоятельные азербайджанские семьи обучали своих детей за рубежом. Представители золотой молодежи, которые к середине нулевых вернулись на родину, вошли в состав местной бизнес-элиты – в том числе туристической.
Когда попадаешь на отраслевую выставку в Баку, поначалу даже удивляешься тому, как молоды многие руководители и топ-менеджеры местных компаний. И отчетливо видишь западную глазурь поверх восточного менталитета.
Между тем восточный менталитет как раз и задает основные характеристики азербайджанского туристического рынка.
Кто в лидерах
Для вашего понимания: что такое крупная туристическая компания на азербайджанском рынке? Ни у кого нет собственных принимающих структур за рубежом. Семь-восемь человек в штате – уже считается много. В Era Style – а это один из местных «монстров» – работают 12 сотрудников.
Между тем финансовый ресурс у этих компаний имеется серьезный.
Например, упоминавшийся выше Improtex входит в одноименную группу вместе с такими компаниями, как IMPROTEX Motors, IMPROTEX Trucks & Buses, YAMAHA Azerbaijan и др.
Туроператор Pasha Travel принадлежит крупнейшему азербайджанскому холдингу Pasha Group, работающему в сфере недвижимости и строительства, страхования и банковского дела.
SW Travel – часть авиационного SW Holding, объединяющего 19 компаний (грузовые перевозки, аэропортовое обслуживание, карго, Duty Free и проч., проч.). Кроме того, SW Travel – генеральный агент азербайджанского нацперевозчика AZAL.
Фирма Gilan Tourism – подразделение холдинга, которому принадлежит множество заводов (гипс, кирпич, бетон, асфальт; алкоголь, консервы, макароны, кожевенное производство… и проч., проч.). Холдинг также владеет отелями в Баку и регионах Азербайджана.
К первой лиге туристического бизнеса в Азербайджане эксперты причисляют также Millennium Tourism, XAZAR Travel, Turizm.Az и некоторые другие компании. Практически все они занимаются как формированием туров, так и продажами, равно как практически любая средняя или малая компания наряду с реализацией чужого продукта ведет в том или ином объеме операторскую деятельность.
Все под контролем
За порядком в туристическом бизнесе Азербайджана следит как само бизнес-сообщество, так и государство. Это обеспечивает очень высокий уровень стабильности на рынке. В том смысле что страна еще не пережила ни одного скандального туроператорского краха, в результате которого серьезно и массово пострадали бы клиенты.
Государственным регулированием занимается отдел туризма при Министерстве культуры и туризма. Он выдает лицензии, осуществляет текущий мониторинг деятельности турфирм. И притом что в стране отсутствует официальное разделение туристического бизнеса на международный и внутренний, на операторских и агентских, руководство отдела прекрасно знает, кто чем живет и зарабатывает. Все 254 компании в том или ином объеме отправляют клиентов за границу; на въезд реально работают около 40 компаний, в сфере MICE есть только 10 активных игроков.
Сотрудники отдела в плановом порядке проводят мониторинги качества услуг – смотрят, как оформляются контракты, проверяют уровень профессиональной подготовки сотрудников, интересуются состоянием офисов. Бывают и экстренные визиты – по жалобам клиентов, оставшихся недовольными качеством обслуживания. По результатам проверок и разбирательств отдел выдает турфирмам акты с планами корректирующих действий, а если реакции не последует, то может и отозвать лицензию.
Практикуется в стране и общественный контроль над туристическим бизнесом. Его осуществляет AZTA – Ассоциация туризма Азербайджана, единственная общественная организация в туротрасли. Существует с 2009 года, на данный момент объединяет около 200 членов, среди которых 60% – туркомпании, остальные – отели.
AZTA, например, активно борется с демпингом, который периодически вспыхивает на направлениях Турция и ОАЭ. Там есть ярко выраженный лидер, чьи пакеты активно продают остальные. Так вот, иногда компании в борьбе за клиента жертвуют частью своей комиссии, что тут же становится известно на рынке. Ассоциация выступает с публичной критикой таких действий, обращается к компаниям с требованием прекратить демпинг, а если не встречает понимания, то рекомендует поставщику отключить нарушителя от системы бронирования. Юридические основания имеются: в договоре поставщика с продавцом четко обозначена розничная цена продукта, и занижать ее запрещено.
Пример из транспортной сферы. В 2013 году авиакомпания Turkish Airlines заявила о намерении обнулить комиссию для азербайджанских агентов. И вы представляете, они с подачи AZTA на три дня остановили продажу билетов этого перевозчика. В результате он пошел на компромисс. Сотрудничество продолжилось, более того, в 2013 году ассоциация признала Turkish Airlines лучшим иностранным перевозчиком года.
(Продолжение статьи - здесь)