Туроператорам предстоит побороться за доверие партнеров и клиентов
Первые результаты раннего бронирования вселяли в игроков по Европе надежды на удачный летний сезон. Однако история вокруг «Ланта-тур вояж» спутала карты. Отели и принимающие компании могут ужесточить условия сотрудничества с российским рынком. А стремление путешественников организовывать поездки в Старый Свет самостоятельно – принять угрожающие масштабы.
Большая ревизия
Среди европейских отельеров и DMC явная нервозность, и сейчас они проводят «ревизию» своих финансовых отношений с российскими туроператорами. В зоне риска те, у кого накопились большие долги. «Назревает серьезный «накат» на одного из значимых игроков по Италии. Он должен крупные суммы отельным цепочкам на ряде курортов, и, возможно, в дальнейшем с ним будут сотрудничать только по предоплате», – поделился с корреспондентом «ГЛ» на условиях анонимности наблюдатель, знакомый с ситуацией. «На волне недоверия к российскому рынку такой порядок может распространиться и на других, куда менее проблемных игроков», – добавляет он.
Эксперты вспоминают, как после краха «Капитал Тура» европейцы ужесточили платежную дисциплину практически для всех наших ТО – невзирая на репутацию. Однако спустя несколько месяцев ослабили хватку. Насколько продолжительным окажется «усиленный контроль» на этот раз, во многом зависит и от того, удастся ли «Ланте» вернуться на рынок, как она пообещала в начале февраля.
Пока же туроператоры стремятся всячески продемонстрировать свою надежность – и партнерам, и туристам. «После коллапса «Ланты» турфирмы в Чехии и Франции устроили настоящее соревнование под девизом «Кто больше спасет пострадавших от проблемного ТО». Очевидно, здесь не только благородное намерение помочь, но еще и эффективный PR своих компаний – с расчетом на будущую лояльность путешественников и отельеров», – комментирует один из экспертов. Впрочем, осуждать за это нельзя – туроператоры действительно оказали содействие многим, оказавшимся в трудной ситуации, а подобные «инвестиции» – вполне логичный бизнес-ход.
Не дать ему уйти
Проблема, которая как никогда волнует туроператоров по Европе, – вероятный взлет самостоятельных бронирований поездок в Старый Свет. Бегство путешественников в Интернет и так год от года набирает обороты, а после истории с «Лантой» может стать просто угрожающим для турфирм.
Наибольший повод для беспокойства – у производителей простых городских туров. В европейские столицы летает множество рейсов регулярных авиакомпаний, гостиницы без труда резервируются через Всемирную паутину. Чтобы удержать клиентов, туроператорам придется активнее внедрять на своих сайтах онлайн-сервисы по бронированию отелей, авиабилетов, трансферов, экскурсий, прогнозируют эксперты. «И тщательно следить, чтобы цены были конкурентными по сравнению с популярными порталами вроде booking.com», – добавляет Екатерина Фёдорова, гендиректор «Тур Парада».
Что касается пляжного и экскурсионного сегментов, всегда считалось, что здесь проще сохранить лояльность туристов. Самостоятельно организовать отдых на море или сложный маршрут по нескольким странам, как правило, получается дороже, чем через туроператора. Однако эксперты опасаются: на волне недоверия к турфирмам многие предпочтут Интернет не из соображений экономии, а потому что полагают – так безопаснее. В профессиональном сообществе уже зреет идея – неплохо бы разъяснять людям через СМИ, что прямые бронирования не менее рискованны. «Только за последние пару месяцев ушло с рынка три европейских авиаперевозчика – Span Air, CCA, Malev. Тем, кто купил их билеты, не придется рассчитывать на фингарантии. И в отеле, зарезервированном по кредитной карточке, также можно нарваться на овербукинг», – приводит примеры Ирина Лурье, директор по туризму Travelsystem.
Теперь – о тарифах на «землю» и «воздух», а также о видах туроператоров на сезон.
«Земля» под прицелом
Контрактинг на лето гостиницы и принимающие фирмы Старого Света проводили в необычных условиях. Так, на мадридской выставке Fitur-2012, завершившейся в конце января, отмечен ажиотажный спрос на курорты Испании со стороны европейских туроператоров. Сходная картина, со слов наблюдателей, – по Греции, Болгарии, Италии. Причин несколько. В Северной Африке неспокойно, и энергия туристических потоков перераспределяется на политически стабильную Европу. Кроме того, добираться до пляжей собственного континента дешевле, чем на дальние направления, а европейцы сейчас вынуждены считать деньги из-за экономических неурядиц в их странах. Другая тенденция – активизация спроса на Европу со стороны относительно благополучного китайского рынка.
Некоторые эксперты заговорили о вероятном овербукинге. Во всяком случае, на испанском побережье. Мол, дефицитную «землю» расхватают европейские туристические гиганты, а не столь крупные российские игроки столкнутся с дефицитом комнат. Впрочем, опасения разделяют не все. «Мы, конечно, подстраховались и увеличили долю коммитментов. Однако я не припомню громких скандалов с незаселением туристов в испанских отелях. Нет мест в одной гостинице – всегда найдутся в соседней, которая ничем не хуже», – говорит Артуро Вилья Гутьеррес, гендиректор V.A.M. Tour.
Аншлаг вокруг европейской «наземки» не привел к росту контрактных цен на размещение в большинстве европейских стран. Туроператоры отмечают: отели и DMC не сделали даже традиционную поправку на инфляцию. Как бы ни был высок спрос, они предпочитают не рисковать и гарантированно зарабатывать на хорошей заполняемости, комментируют наблюдатели.
Есть и исключения. Во-первых, – гостиницы в так называемых «сложных» городах – Лондоне, Париже, Амстердаме. В этих столицах дефицит качественного номерного фонда, даже плохонькие комнаты всегда идут нарасхват, отсюда рост цен в среднем на 3–5%, поясняют эксперты. Во-вторых, на 10–15% подняли тарифы некоторые востребованные отели Праги. Причина – недавнее увеличение налогов. При этом, как отмечает Наталья Галицкая, гендиректор «Амиго Турс», не самые популярные гостиницы чешской столицы не стали повышать цены. Для иностранных туристов подорожали объекты размещения Скандинавских стран и Швейцарии, так как их национальные валюты как минимум на 10% укрепились и к евро, и к рублю.
Почем «воздух»?
На момент сдачи этой статьи в печать большинство туроператоров по Европе еще только формировали полетные планы на лето, но предварительные ценовые аппетиты авиакомпаний были уже известны. По кулуарной информации, «Трансаэро», S7, «ВИМ-авиа», «Уральские авиалинии», «Якутские авиалинии», «Нордавиа» запрашивают за кресла на основных туристических направлениях в среднем на 3–5% больше, чем годом ранее. При этом закладывают в контракты возможный рост в случае существенного изменения стоимости топлива или резких колебаний валютных курсов. Цены «Аэрофлота» определятся по результатам электронных торгов.
Опрошенные «ГЛ» игроки не скрывают тревоги по поводу того, что летом может продолжиться борьба за маршруты между назначенными и неназначенными авиаперевозчиками – несмотря на обещания высоких ведомств упростить допуск на линии. У всех еще в памяти противостояние «Трансаэро» и «Аэрофлота» вокруг новогодних рейсов в Рим, Милан и Венецию. Возможно, поэтому некоторые туроператоры делают ставку на регулярные рейсы иностранных авиакомпаний. «К тому же они более гибкие – готовы торговаться по ценам, смягчать условия контрактов», – приводит дополнительные аргументы Дмитрий Фоминцев, гендиректор «Транстур-Вояж». По словам наблюдателей, блочные тарифы европейских перевозчиков на предстоящей летний сезон увеличились незначительно – на €5–15 за кресло в зависимости от направления.
Заработать или потерять?
Эксперты осторожны в прогнозах относительно спроса на европейские туры в ближайшие месяцы. Слишком много неопределенности в политике и экономике – как у нас в стране, так и в Старом Свете. Никто сейчас не возьмется предположить, какие последствия может иметь вероятный уже весной дефолт Греции и ее выход из зоны евро. Итоги мартовских президентских выборов в России могут как успокоить население, так и вызвать хаос, и тогда людям уж точно будет не до поездок.
Наблюдатели отмечают: даже крупные туроператоры по Египту, которым надо чем-то замещать стагнирующий из-за политических неурядиц рынок этой страны, весьма осторожны в своих европейских планах. Так, «Пегас Туристик», громко вышедший прошлым летом на Сардинию, на предстоящий сезон вовсе не включил Италию в список своих направлений, представленных на сайте. Гендиректор Анна Подгорная пояснила, что компания еще не решила, продолжит ли работу по этой стране. Не ждут особой экспансии и от TEZ Tour, который начинает оперировать по Апеннинам. «Очевидно, TEZ намерен зарабатывать в Италии и не станет ломать рынок демпингом», – говорит эксперт, знакомый с предварительными планами туроператора.
«Есть надежда, что неопределенность и тревога, царящие сейчас в умах потребителей, сдержат амбиции игроков по Европе. Будут ли полетные программы туроператоров сбалансированными, покажут ближайшие два месяца, когда определятся их контуры», – отмечает Илья Иткин, гендиректор PAC Group.
Не исключено, что события в России и Европе станут развиваться и по оптимистичному сценарию, тогда рынок продолжит рост. Кстати, такой вариант тоже вызывает опасения у некоторых экспертов. «Значительная – на 20 и более процентов – активизация спроса способна спровоцировать даже самых осторожных игроков, – поясняет Карен Гончаров, гендиректор DSBW-Tours-Континент, – Вряд ли кто-то удержится от соблазна побороться за этот «пирог». В результате все наставят лишних самолетов и никто ничего не заработает. А то и просто потеряют деньги».
Ключ от границы
В преддверии летнего сезона некоторые европейские консульства стали заметно лояльнее к российским туроператорам. Так, помимо Испании, Италии, Франции, Греции и Финляндии, на оформление многократной шенгенской визы теперь можно рассчитывать и в консульстве Латвии. Норвежцы, поляки и испанцы ввели удобный интернет-сервис – онлайн-прием документов.
Есть и обратные примеры. По отзывам туроператоров, постоянно затягивают гайки Австрия и Чехия. Последняя, например, с 16 января усложнила процедуру подачи на рекламацию, если в визе обнаружена ошибка. «Теперь аккредитованная при консульстве турфирма может сделать это только по нотариально заверенной доверенности от туриста, что очень неудобно для региональных путешественников, особенно накануне вылета», – поясняет Галина Скобельчихина, замгендиректора «Веди Тур Групп».
Куш на всех?
Несмотря на заявление «Ланты-тур вояж» о намерении вернуться на рынок, эксперты оценивают шансы компании сохранить сильные позиции после такой «встряски» как 50 на 50. И строят прогнозы относительно того, как поменяется расклад по Европе в предстоящем летнем сезоне.
Большинство наблюдателей сходятся на том, что в Чехии, Франции и Италии, где у «Ланты» были заметные доли рынка, не стоит ждать резкого взлета кого-либо из конкурентов. «Скорее всего, объемы компании равномерно распределятся между другими игроками, как это было и после краха «Капитал Тура». При нынешней нервозности и неопределенности агентства станут стремиться работать со всеми туроператорами, а не ставить на кого-то одного», – полагают эксперты.