Можно сколько угодно сетовать на махинаторов, которые продают клиентам несуществующую перевозку, искать способы борьбы с этим явлением, требовать санкций… Но серые схемы все равно будут применяться, пока в туризме существует избыток перевозки. Вот причина. Думаете, что вы – лично вы – тут ни при чем?
Сергей Бураков, руководитель транспортного департамента «Невы»
История из практики. Однажды некая турфирма стала предлагать на рынке билеты на авиарейс, который организовала «Нева». Я удивился. Контракта с ней у нас не было. Более того, мы никому не продавали блоки на том рейсе, поскольку полностью загрузили его корпоративными клиентами. По телефону сотрудники фирмы начали мне доказывать, будто у них есть места на чартере.
Вряд ли они хотели собрать с клиентов деньги и скрыться. Скорее всего, рассчитывали, что ближе к вылету рейс начнет гореть, мы выбросим билеты на ры-
нок по остаточной стоимости, а они смогут перепродать их клиентам с наценкой. Этим промышляют многие фирмы. Иногда у них случаются проколы (как в нашей ситуации), но чаще схема срабатывает. Потому что перевозка действительно горит – постоянно и на всех направлениях. То есть мы с вами, коллеги, теряем деньги, а такие предприниматели на наших убытках наживаются. Но ответственность лежит на каждом, кто участвует в организации и выполнении рейсов.
Начнем с крупных авиакомпаний. Конкурируя между собой, они заявляют избыточные объемы перевозки, а чтобы избежать запредельных финансовых рисков, навязывают заказчикам такое количество кресел, которое те заведомо не могут загрузить собственными турпакетами. Так появляется питательная среда для мелких субблочников и фирм, которые просто ловят на рынке горящие билеты.
Дальше. Существуют авиаброкеры, которые специально организуют чартерные цепочки, чтобы рассадить на них всех мелких, на ладан дышащих игроков. К чему это приводит, мы с вами знаем. Один из примеров: в прошлом зимнем сезоне все могли заработать на Гоа, если бы на старте навигации не появился такой «сборный» рейс компании «ВИМ-авиа» – кривой, с посадкой в Шардже. Из тех мелких фирм, которые на нем собрались, четыре – четыре! – посреди сезона соскочили с борта. Вряд ли авиаброкер что-то заработал. А из-за него серьезным участникам рынка периодически приходилось продавать за $200 билеты себестоимостью в $600.
Впрочем, туроператоры и сами зачастую действуют во вред себе. По собственной инициативе заказывают чартеры в расчете на то, чтобы часть мест перепродать по блокам. А потом мучаются с теми, кому они эти емкости реализуют. Сначала головная боль – стребовать депозит на старте программы. Потом кто-нибудь из таких партнеров обязательно откажется от своих объемов – вывернет перед вами карманы: «Ну не смогла я, не смогла…» И куда вы денете лишние кресла? Подбросите на рынок – тем организациям, которые как раз и ждут лишних билетиков, только на том и живут.
Скажите, зачем же мы плодим их? Уважаемые операторы, не наше дело – возиться с блочниками. Мы должны грузить свои чартеры турпакетами и соответственно планировать объемы программ, чтобы не было на них места череде посредников – уродливому порождению российского туристического рынка.
У нас в «Неве» принцип: мы не распродаем свои чартеры по блокам. Очень сложно так действовать в одиночку, в условиях общего профицита перевозки в отрасли. Но если бы это стало обычной практикой для большинства крупных компаний, то объемы предложения пришли бы в соответствие со спросом и производители туруслуг наконец начали бы зарабатывать на оперейтинге.