В коридорах власти создается объединение туроператоров, которое может получить широчайшие полномочия по регулированию бизнеса. Даже не СРО, а нечто вроде безальтернативной партии, членство в которой станет пропуском на рынок выездного туризма. Сейчас решается, какие суммы она будет взимать с ТО, на что их тратить и кто именно возьмет под контроль партийную кассу.
Вынь да положь
Изначально смысл этого проекта для государства состоял в том, чтобы при новых банкротствах ТО российские путешественники не скитались больше за границей без денег и крыши над головой, не сидели бы заложниками в отелях и полицейских участках.
Вот как идея зафиксирована в последней редакции ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма для оказания экстренной помощи туристам при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору о реализации туристского продукта, формируемого туроператорами – членами данного объединения, формирует компенсационный фонд в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона».
В этот фонд туроператоры должны платить взносы в размере 0,1% «от объема денежных средств, полученных от реализации в сфере выездного туризма…»
Дедлайны поставлены жесткие: предполагается, что уже в ноябре заработает ассоциация, а ее фонд начнет наполняться живительными денежными потоками.
В середине июля «ГЛ» получила информацию о том, что группа крупнейших участников рынка обратилась в Ростуризм с предложением о создании всероссийской ассоциации во исполнение новых требований закона. Среди активистов были «Пегас Туристик», TEZ Tour, НТК «Интурист» и другие туроператоры первого эшелона. Впрочем, по одной из версий их письмо возникло по инициативе самого Ростуризма, которому надо как можно скорее запустить механизм компенсационного фонда. А предприниматели рассудили, что лучше участвовать в этом процессе, чем стоять в стороне, ведь на карту поставлено многое. «Закон уже написали без нас и фактически не про нас, – говорили они в кулуарах. – Теперь надо хотя бы сделать так, чтобы всероссийская ассоциация и фонд были совместимы с жизнью бизнеса». Задача нетривиальная.
Все признают: сама идея создать всероссийский общак, чтобы из него платить по счетам банкротов и мошенников, содержит огромное количество коррупционных рисков и крайне сложна в реализации. «В ближайшие месяцы всем участникам инициативной группы придется целыми днями заниматься только разработкой нормативно-правовых актов и ничем иным», – сказал на одном из совещаний Евгений Писаревский, заместитель главы Ростуризма.
О суммах и персоналиях
Ключевой вопрос про фонд: сколько в нем будет денег? Тут, как и в вопросе о суммах ФИГ, все зависит от того, что подразумевать под «объемом денежных средств, полученных от реализации в сфере выездного туризма». Если это маржа туроператора, на чем настаивают некоторые крупные игроки (пользуясь противоречием отраслевого закона и действующих правил бухгалтерского отчета), то суммы выйдут… неинтересные. В смысле – явно недостаточные для экстренной помощи туристам. Вот одна из причин, почему государство все-таки обяжет предпринимателей трактовать «объем реализации» как общую сумму денежных средств, получаемых от клиентов за туры. И 0,1% от таких цифр – это уже будет совсем другой разговор.
Понятно, сколь важен вопрос о том, кто возглавит ассоциацию. Желающих много. От АТОР двигали Алексея Крылова, руководителя UTS Travel. Был претендент от РСТ. Эксперты не исключали, что ответственная миссия будет возложена на самого Евгения Писаревского. Но в момент написания этой статьи самым вероятным кандидатом считается Григорий Саришвили, бывший замглавы Ростуризма. О нем говорят: неодиозен, не имеет врагов в бизнесе и в то же время знает его специфику. Кстати, г-н Саришвили представлял Ростуризм в Таиланде, когда там терпели бедствие клиенты «Ланта-тур вояж», то есть навыки работы в чрезвычайной ситуации он имеет.
Дело техники
Теперь о практической стороне работы будущей ассоциации – здесь больше всего сложных вопросов.
Прежде всего, за что следует платить из средств фонда? В законе еще раз читаем: экстренная помощь туристам «при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору о реализации туристского продукта». Под этим можно понимать все что угодно, вплоть до оплаты полной стоимости запланированного туристом отдыха в отеле любой категории.
Впрочем, участники рабочей группы неофициально сообщают: в положении о расходовании средств фонда, скорее всего, будет закреплено, что туристам на случай краха отправляющего ТО гарантирована эвакуация на родину, а также размещение до эвакуации в гостиницах уровня 3* и необходимые трансферы.
Дальше. Как организовать оперативное реагирование на тревожные сигналы от потребителей? Если экономить, то проще задействовать ресурсы туроператоров. Но вряд ли кому-то позволят заполнять свои горящие блоки на самолетах такими «социальными» клиентами. По информации «ГЛ», создатели фонда склоняются к созданию сети ассистанс-подразделений по всему миру. Это дороже. Но деньги, видимо, не проблема: по закону, на содержание аппарата новой всероссийской ассоциации может идти до 50% от операторских отчислений в фонд.
А как проверять достоверность поступающей от клиентов информации? Как быстро выяснить подоплеку финансовых взаимоотношений российского ТО, которое не выполнило своих обязательств, и его зарубежных партнеров? Вдруг они в сговоре? Как потом подтверждать расходы в страховой компании, чтобы не оплачивать клиенту средства за дорогу домой из фингарантий? Вопросы, вопросы…
Но вот что сейчас самое главное: полномочия новой ассоциации. Среди экспертов рабочей группы слышны предложения вменить ей в обязанности разработку стандартов туроператорской деятельности, контроль за их исполнением и дальнейшие карательные функции. В смысле, если нарушаешь установленные правила – сдавай партбилет и выходи с рынка. Поскольку ассоциация безальтернативная, вернуться в бизнес после такого будет весьма проблематично.