Сможет ли Россия обеспечить полуостров отдыхающими?
Близость лета вынуждает руководство нашей страны заняться непривычным делом – развитием внутреннего туризма на новой территории – в Крыму. Как обеспечить полуостров отдыхающими? И как решить задачу доставки людей? Вот два вопроса, которые на самом высоком уровне неожиданно вышли на первый план.
Субсидии на помощь
Эксперты уверены: российские туристы поедут в Крым. В ближайшие пару сезонов – на волне патриотизма, а в следующие годы – из соображений удобства и выгоды. Вопрос об обеспечении транспортной доступности полуострова – один из ключевых. В настоящее время рейсы в Симферополь из Москвы осуществляют «Аэрофлот», «Сибирь», «ВИМ-Авиа», Red Wings и UTair, а с 15 апреля начнет полеты «Трансаэро». Расширяется перевозка из регионов: с 20 апреля из Санкт-Петербурга полетят рейсы а/к «Россия», до конца апреля «Донавия» начнет программу из Ростова-на-Дону, а «Сибирь» нацелилась на Симферополь из Новосибирска.
Прорабатывается также идея включения Крыма в программу госсубсидирования авиаперевозок, аналогичную той, что действует в Калининградской области. В этом случае стоимость билетов может снизиться. Единый перевозчик по Крыму будет создан на базе а/к Red Wings, эксплуатирующей российские самолеты (12 Ту-204). Эта мера позволит избежать санкций со стороны ЕС и США, которые могут пролоббировать запрет на использование российскими а/к самолетов иностранного производства, взятых в лизинг, для полетов на опальный полуостров. Для переориентации Red Wings потребуется порядка 3 млрд руб. госсубсидий.
Эксперты, впрочем, считают, что и конкуренция тоже сыграет свою роль. Спецтарифы уже введены «Аэрофлотом» на уровне 7,5 тыс. руб. за билет до Симферополя и обратно и «Сибирью» – 7,1 тыс. руб.. «Трансаэро» не осталась в стороне и заявила о минимальной стоимости билетов на уровне 4,5 тыс. руб. в одну сторону. Эти ценовые тренды станут ориентирами для других а/к.
Поезда пойдут в обход
Удешевление авиаперевозки должно повлечь за собой и пересмотр ж/д тарифов, считает гендиректор «Мультитур» Алексей Высоканов. Сейчас билет до Симферополя и обратно в купе стоит порядка 10–11 тыс. рублей. Однако наземный путь в Крым чреват проблемами на границе. Отношения с Украиной напряжены, и туристов вряд ли порадует необходимость дважды проходить таможенный и погранконтроль при путешествии на поезде. А если Украина примет закон об оккупированных территориях, транзит через ее территорию и вовсе будет закрыт. Пока поезда из РФ в Крым ездят по графику, тем не менее, прорабатываются варианты создания четырех дополнительных веток в качестве объездных путей для крымских поездов.
Берег левый, берег правый
Сложности транзита через украинскую территорию могут напугать и автомобилистов. Поэтому Керченскую паромную переправу, связывающую «большую Россию» с Крымом, в наступающем летнем сезоне ожидает перегрузка. «Слабая пропускная способность порта «Кавказ» сыграет злую шутку. Если сюда хлынут потоки туристов-автомобилистов, которые не захотят ехать транзитом через Украину, возникнут очереди на несколько суток», – считает гендиректор компании «Алеан» Илья Уманский. Решением проблемы в долгосрочной перспективе станет мост через пролив, строительство которого рассчитано на три-четыре года.
В краткосрочной – модернизация и увеличение пропускной способности паромной линии в два раза путем возобновления ж/д переправы. Она должна заработать с середины апреля: соответствующее поручение Минтрансу и РЖД дал премьер-министр России Дмитрий Медведев в конце марта. Такая мера позволит создать альтернативу ж/д перевозке через территорию Украины: туристы смогут добираться на поездах до Анапы, Крымска или Новороссийска, а затем пересаживаться на автобус до Керченской переправы, далее паромом до Крыма и автобусами - до Севастополя, Алушты, Феодосии и других курортов. Сократить время пересадок поможет инициатива Минтранса: единый проездной, включающий в себя билеты на поезд, автобусы и паром, будет создан к 1 июня.
Альтернативой Керченской переправе может стать и прямое морское сообщение между Анапой и портом Керчь на катамаранах «Сочи-1» и «Сочи-2». Минтранс не исключает, что из-за высокой себестоимости (порядка 800 руб. в один конец) линия будет субсидирована.
Судя по тому, как заинтересованно и плотно высшие чины включились в решение задачи выстраивания транспортной логистики, планы, скорее всего, не утонут в бюрократии, и турбизнесу стоит обратить внимание на новый регион. Жаль, аналогичная задача по Сочи пока остается в тени.