Ситуация вокруг туристического сезона в Крыму продолжает накаляться – авиаперевозчикам грозят санкциями за полеты на полуостров, железнодорожники срочно придумывают пути доставки пассажиров в обход Украины, которая может закрыть транзит по своей территории, потенциальные туристы боятся вооруженных столкновений на территории полуострова. Как проложить обходные пути?
«Мы все слишком увлеклись зарубежьем»
Именно эти вопросы обсудили на заседании круглого стола в Общественной палате РФ, которое прошло на этой неделе, 2 апреля. Мероприятие оказалось людным – одних участников в программе было заявлено больше сорока человек, и на удивление увлекательным. Может, свою роль сыграло маленькое и душное помещение, в котором операторы телеканалов регулярно подпинывали кресла спикеров, отчего с чиновников слетал весь официоз. Может, сказалась необычность и актуальность самой темы. А может – огромный ком проблем, связанный с Крымом… В общем, высказывались откровенно и местами даже резковато.
Началось все традиционно с «респектов» постсоветским здравницам Крыма. Анатолий Либет, член Общественной палаты РФ, высказался вполне конкретно: «Последнее время мы все увлеклись всеми этими зарубежными поездками – Турция, Египет, Италия, Греция… Это все хорошие страны, и, наверное, с ними стоит отношения поддерживать, турпоток туда растет. Но ведь в Крыму тоже есть что посмотреть и куда поехать!
Вот я лично сдал билеты на одно из европейских направлений, и семью свою большую повезу летом в Крым».
Г-н Либет отметил, что и май, и часть июня вообще многим чиновникам придется провести в Крыму – правда, это будет уже не отдых. С ним согласились все участники:
сейчас перед всеми службами, перед всеми отраслями бизнеса стоит серьезная задача по консолидации усилий, направленных на предотвращение провала туристического сезона.
Первый проблемный вопрос, о котором пошла речь – это безопасность в Крыму. Учитывая, что отечественные курорты активно зарабатывают на детском и корпоративном туризме, этот вопрос действительно очень актуален для будущего сезона. На полуострове сейчас спокойнее, чем на большинстве российских и международных курортов, уверен Сергей Марков, член ОП РФ, долгие годы работающий непосредственно с республикой Крым: «Атмосфера позитивная – все рады, что наконец можно платить рублями, что можно не думать о пограничном контроле. Наша задача – сделать этот сезон рекордным!»
На российском борту?
Последнее утверждение, конечно, вызвало некоторый скепсис собравшихся. И разговор перешел на вторую – и самую главную – проблему туристического Крыма. На перевозку. По этому поводу высказался «титан и мастодонт туристической отрасли», как назвали его коллеги по круглому столу – Сергей Шпилько, председатель Москомтуризма: «Цена в 7 тысяч рублей, которая ранее была озвучена и уже частично даже стала реальной, вполне приемлема и для организованного туризма, и для самостоятельного потока в Крым. Но для нас сейчас очень важно понять географию и провозную емкость направления». По мнению г-на Шпилько, в этом году одна только волна патриотических настроений может принести Крыму миллионы туристов. Была бы перевозка.
Сейчас перевозка есть: полеты в Симферополь выполняют «Аэрофлот» и S7. С 5 апреля начнет летать авиакомпания Red Wings (кстати, единственная, полностью укомплектованная российскими самолетами), c 18 апреля стартует ежедневная программа «Трансаэро». У каждого перевозчика тарифы заявлены примерно в два раза ниже тех, по которым летали в Симферополь до последнего времени.
Но с ясностью в воздухе может возникнуть проблема – еще 31 марта
Евроконтроль, который регулирует авианавигацию в ЕС, уведомил авиакомпании о запрете на полеты в аэропорты Симферополя и Севастополя, а также транзитных рейсов через воздушное пространство Крыма.
С другой стороны, реальные санкции за нарушение запрета для российских авиаперевозчиков возможны только со стороны лизинговых компаний и производителей техники. «Кроме того, эти борта застрахованы в иностранных страховых компаниях.
Росавиация уже сейчас рассматривает вопрос определения отдельного российского перевозчика, который будет осуществлять сообщение между Крымом и другими регионами России на бортах отечественного производства»,
- заметил на круглом столе Кирилл Янков, председатель «Союза пассажиров России».
Поезда – в обход
Кстати, именно г-н Янков задал коллегам самые животрепещущие и острые вопросы, один из которых касался такой важной для Крыма железнодорожной перевозки. Как справедливо заметил Александр Рябинин, генеральный директор «Артек Тур»: «Самолеты – самолетами, но у нас один заезд смены – это несколько тысяч детей. Как их перевозить, если будут проблемы с железной дорогой?». А проблемы могут быть, и г-н Янков перечислил, какие именно – первоочередной, конечно, является вероятность того, что Украина закроет транзит: «Нам нужно поговорить о паромных переправах, об использовании других аэропортов Крыма – Бельбека и Керчи, о доставке туристов морем на курорты со станции порта «Кавказ».
Ведь мост будет строиться лет пять, ну, в лучшем случае – четыре, и все это время нужно как-то работать».
Присутствовавший на совещании Владимир Каляпин, первый заместитель руководителя «Федеральной пассажирской компании», тут же уверил собравшихся, что все будет хорошо: «Мы понимаем, что можно поставить на весы, чтобы украинских коллег уговорить не делать, скажем так, никаких резких движений».
«Паниковать рано, - возразил г-н Каляпин. - Поезда через Украину пока ходят, все по графику – 30 наших составов, 6 крымских. Но нам для того чтобы скорректировать летнее расписание, необходимы данные – кто и в каком количестве поедет в Крым:
сейчас число пассажиров на украинском направлении уже упало на 45%.
Со своей стороны мы приложим все усилия к тому, чтобы тарифы не менялись, и стоимость перевозки оставалась приемлемой. Также сегодня я подписал заявку, согласно которой будут проложены четыре дополнительные ветки – объездные пути для крымских поездов», - рассказал Владимир Каляпин.
Из зала тут же иронично отметили, что «газ-то в обход пустить будет всяко труднее».
Он отметил, что все варианты паромного перемещения пассажиров из порта «Кавказ» сейчас рассматриваются, однако в данный момент между портом «Кавказ» и крымской станцией Юровского ходят только грузовые паромы, которые не годятся для перевозки пассажирских вагонов. Та же проблема с участком железнодорожных путей от станции Юровского – он не адаптирован под пассажирские поезда.
Не доставит радости пассажирам и двойная граница – она отнимет еще час-полтора времени.
Много говорили и о других возможностях и проблемах – летнем обучении детей в Крыму, продвижении лечебного туризма, использовании речных судов для доставки пассажиров в порты Крыма. Однако обсуждение показало: пока не решены вопросы с безопасностью и перевозкой, говорить о туризме рано. Между тем сезон уже практически начался, и
российские ТО уже сейчас говорят, что брать блоки на симферопольских рейсах они в этом году не планируют.