Мнения о том, завершился или продолжается кризис в туризме, разделились почти поровну, как показал опрос 610 топ-менеджеров туркомпаний Москвы, который в январе-феврале провели интервьюеры «Службы БАНКО» (см. методику).
Эксперты, которым корреспонденты «ГЛ» предложили прокомментировать итоги этого исследования, объясняют позитивный настрой тем, что статистика зимних месяцев была неплохой. Однако кризис еще не завершился, добавляют они. Свидетельство этому – падение количества клиентов. «В прошлом году спрос упал на 25–30%. Если в 2010-м он и вырастет, то на 5%, не более», – рассуждает гендиректор «Асент Трэвел» Игорь Козлов. «Средний чек», то есть цена путевки, упал с докризисных времен на 30– 40%, а значит, с каждого отправленного туриста туроператоры получают на треть меньше прибыли», – добавляет Тарас Кобищанов, генеральный директор «Русского Экспресса». Основываясь на этих данных, первые лица крупных операторских фирм полагают, что неизбежна новая волна кризиса. В середине февраля на конференции Сети «ТБГ. Туристические бренды» они даже предположили, когда она может нахлынуть: в летние месяцы 2010 года. Впрочем, все сошлись во мнении, что кризис надо ждать всегда и быть к нему готовым.