Комментарий Александра Байбородина, руководителя претензионно-искового отдела «Персона Грата».
1.Постарайтесь выяснить, оплачены ли туроператором ваш авиаперелет и проживание в гостинице. Узнать это можно, связавшись с авиаперевозчиком и с отелем, указанным в ваучере.
2.Если авиабилет не оплачен, но выписан (есть у вас на руках), и вас не сажают на рейс, нужно обязательно поставить в аэропорту соответствующую отметку на авиабилете – об отказе авиакомпанией в регистрации на рейс. Это будет подтверждением факта неоказания услуг.
3.Имея такое подтверждение, нужно написать заявление туроператору с требованием возмещения убытков за несостоявшийся тур. В случае отказа туроператора, обратиться в страховую компанию.
4.Если вылет состоялся, но вам отказывают в поселении в отель на том основании, что он не оплачен туроператором, либо требуют от вас повторно оплатить проживание:
- требуйте от отеля письменное подтверждение того, что в заселении вам отказано ввиду отсутствия оплаты
- если отель отказывается дать подтверждение, то доказательством могут служить свидетельские показания, подтверждение проживания в другом отеле, или подтверждение повторной оплаты в этом отеле. Получив подтверждающие данные, действуйте по пункту 3.
Комментарий руководителя Правовой комиссии РСТ Георгия Мохова по ситуации с приостановлением деятельности туроператора «Ланта тур»
Требования к страховщику могут быть предъявлены туристом или иным заказчиком туристского продукта. По практике выплат в аналогичных ситуациях большая часть заявлений о возмещении ущерба была оформлена турагентами, что не явилось препятствием для осуществления компенсационных выплат.
Турагентам следует своевременно уведомить туристов о невозможности оказания услуг и в дальнейшем оказать содействие в подготовке необходимых документов и предоставлении необходимых подтверждений для страховой компании – договоров, чеков, туристских путевок и прочих доказательств приобретения турпродукта.
По турам, вылет по которым не состоялся или назначен на даты после 27 января 2012 года, следует получить письменное подтверждение туроператора о невозможности оказать услуги по конкретной заявке и отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом, заверенное подписью уполномоченного лица. Заявления и претензии принимаются c 30 января 2012 г. по адресу: г. Москва, улица Крылатские холмы, дом 37, офис Ланта-тур вояж. Телефон для связи 638 53 11.
Управляющие компании агентских сетей могут получить сверку заявок и подтверждающие документы консолидировано. Заявление предъявляется страховщику по наступившим датам неисполнения обязательств, поскольку страховой случай подтверждается по факту причинения ущерба.
В зависимости от позиции страховщика заявления могут приниматься на еще не наступившие даты, с последующим рассмотрением заявок по хронологии. Получив подтверждение от туроператора, следует связаться со страховой компанией ОСАО «Ингосстрах» телефон контакт центра (495) 965-5555.
Турагентам, не получившим подтверждение от туроператора о невозможности исполнения договора и отказе в возмещении ущерба, необходимо будет доказать факт неисполнения обязательств со стороны туроператора иными документами. Доказательством тому могут служить – нотариально заверенная распечатка заявления о приостановке деятельности с сайта туроператора, отметка на авиабилете об отказе в регистрации на рейс, документы, подтверждающие повторную оплату отеля и прочие доказательства. При отсутствии документов, подтверждающих обязанность туроператора возместить ущерб, страховая компания вправе отказать в выплате, в таком случае решение о возмещении должен принимать суд.
Правила выплаты страхового возмещения.
- требование о выплате страхового возмещения;
- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- копию договора о реализации туристского продукта;
- документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта.
В число документов, подтверждающих реальный ущерб, могут, в частности, входить следующие документы (счета, квитанции, платёжные документы, справки, заключения и т.д.), выданные компетентными органами, экспертными организациями, организациями – перевозчиками, отелями (гостиницами) и т.п.
К требованию туриста или иного заказчика турпродукта дополнительно прикладываются при наличии:
- копии документов, свидетельствующие об отказе Туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору о реализации туристского продукта;
- и (или) копия судебного решения о возмещении реального ущерба по иску, предъявленному в соответствии с положениями статьи 17.4 Закона «Об основах туристской деятельности в РФ».
В требовании туриста и (или) иного заказчика указываются:
- фамилия, имя и отчество туриста, а также сведения об ином заказчике (если договор о реализации туристского продукта заключался заказчиком);
- дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора;
- номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения;
- наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение;
- наименование турагента (если договор о реализации туристского продукта заключался между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, действующим по поручению туроператора, но от своего имени);
- информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта;
- ссылка на обстоятельства, предусмотренные статьей 17.4 Закона, послужившие причиной обращения туриста и (или) иного заказчика к страховщику или гаранту;
- размер денежных средств, подлежащих уплате туристу и (или) иному заказчику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе размер реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в связи с его расходами по эвакуации.
Для первоначального формирования реестра страховых случаев достаточно будет только копий перечисленных документов. Впоследствии для оформления документов на выплату страхового возмещения понадобятся оригиналы представленных документов или их нотариально заверенные копии.