logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 14 октября 2011

Крах компании Detur

В июле туристический рынок бурно обсуждал скандальный уход с рынка компании Detur. Наблюдатели недоумевали, почему туроператор с хорошей репутацией оказался в одном ряду с «Дип Тур» и «Луктуром», подставив своих розничных партнеров.

Стечение обстоятельств или спланированная акция?

В июле туристический рынок бурно обсуждал скандальный уход с рынка компании Detur. Наблюдатели недоумевали, почему туроператор с хорошей репутацией оказался в одном ряду с «Дип Тур» и «Луктуром», подставив своих розничных партнеров. А пострадавшие агенты и клиенты выясняли перспективы получения компенсаций по фингарантиям.

Кто виноват

Внезапность, с которой руководство Detur устранилось от работы, бросив на произвол судьбы клиентов, давала повод для подозрений. Действительно, еще в пятницу, 27 июня, фирма сообщала о смене принимающей компании в Турции, обещала разместить всех туристов, а уже в понедельник, 30-го, офис оператора оказался закрыт. Одновременно прекратили работу розничные точки. Настораживало и то, что о банкротстве основного владельца Detur – австро-турецкой компании Vasco, которая обслуживала клиентов в Турции, – на самом деле было известно еще весной. Например, австрийский портал для специалистов туризма Tip-online.at сообщал о ее финансовой несостоятельности 8 апреля. По данным ресурса, на тот момент долг фирмы составлял 1364 тыс. евро. Официально факт банкротства Vasco был признан 2 июня. Сообщение на эту тему опять-таки опубликовала австрий-ская пресса. Ясно, что руководство российского Detur не могло не знать о подобных проблемах. Выходит, в течение месяца они втихую работали на сбор денег, готовя бегство?

Наблюдатели уверены, что злого умысла у руководителей оскандалившейся компании не было. Так, например, по словам одного из наших собеседников, пожелавшего остаться неназванным, у нее случился «кассовый разрыв»: не хватило средств для выполнения обязательств перед партнерами. «Долги образовались еще по итогам сезона в Египте, когда там был страшный овербукинг. Компания рассчитывала «отыграться» на Турции, ведь прошлый сезон оказался удачным. Но цены выросли, и Detur удалось выкупить гарантированные комнаты в отелях лишь на 15–20% от необходимого объема, остальное добиралось на условиях элотмента. В определенный момент «наземки» не хватило, и компания стала терять деньги, горели места на рейсах. Попытки исправить ситуацию, ликвидировать разрыв за счет глубины продаж окончились провалом. В итоге, когда Vasco уже объявил себя банкротом, нечем было оплатить услуги нового принимающего партнера в Турции», – объяснил собеседник «ГЛ». С этой версией согласен и Геннадий Косарев, директор по продажам VKO Travel, три года занимавший должность заместителя директора в Detur, и другие его бывшие сотрудники. Правда, есть информация, что накануне краха руководство оператора уже почувствовало всю катастрофичность положения и перестало перечислять деньги хотельерам, несмотря на то, что активные продажи турпакетов продолжались.

Кто заплатит по счетам?

Впрочем для тех, кто работал с Detur, все это уже не имеет никакого значения. Их интересует только одно – как вернуть деньги, ведь многие розничные компании, убедившись, что офис оператора закрыт, отправляли туристов отдыхать через других партнеров, за свой счет. Изрядное число агентств «попали» еще и потому, что повторно оплатили размещение клиентов, уже находившихся в Турции. Ведь, узнав о дефолте Vasco и Detur, турецкие хотельеры повели себя в высшей степени неэтично и негуманно. Пригрозили выселить тех, за чье проживание деньги не поступили. С этими проблемами столкнулись десятки, если не сотни, дистрибьюторов в Москве и других городах. Причем некоторые узнавали о несо-стоятельности оператора через неделю после того, как разгорелся скандал! К сожалению, перспективы получения компенсаций агентами на момент написания данного материала были туманны. Дело в том, что обратиться к финансовому гаранту Detur – страховой компании РОСНО – по закону могут только сами туристы. А агенты, которые ради их блага добровольно взяли на себя экстренные расходы, такого права не имеют. Вот что советуют розничным фирмам юристы ЮА «Персона Грата». Чтобы на законных основаниях предъявить претензии страховщику и вернуть деньги, необходимо заручиться поддержкой клиента: тот должен согласиться дать возможность агенту действовать от своего имени. И тогда последний сможет претендовать на компенсацию по старому, формально не исполненному договору Detur. Насколько действенным окажется упомянутый вариант, пока неясно. В РОСНО, куда обратился за разъяснением корреспондент «ГЛ», не стали ни подтверждать, ни опровергать реальность выплаты компенсаций по такой схеме.

Еще один нюанс: обязательным условием для выплат по закону является «факт неисполнения туроператором своих обязательств». Что подтвердить формально должен сам Detur! Вот как данную коллизию прокомментировали в РОСНО. «При отсутствии у туриста возможности предоставить документы, указанные в федеральном законе и необходимые для установления факта неисполнения туроператором Detur обязательств по договору о реализации продукта и определения причиненного клиенту реального ущерба, решение о выплате страхового возмещения будет приниматься на основании решения суда», – сообщила «ГЛ» Галина Гуляева, директор центра страхования ответственности РОСНО. Правда, возможны варианты. Например, тем, кто имеет на руках оплаченный договор с Detur, предусматривающий вылет в предстоящие месяцы, и формально еще не пострадал, страховщик рекомендует две схемы. Согласно первой придется дождаться соответствующей даты. И только потом обращаться с заявлением в РОСНО, получив справку от агента, что Detur не выдал путевку. А можно действовать на упреждение. В качестве документа, удостоверяющего неспособность оператора выполнить свои обязательства, в страховой компании согласны принять официальную бумагу из отеля. Она должна быть переведена на русский язык и подтверждать, что броня на нужную дату отменена по причине отсутствия оплаты со стороны партнера. Но даст ли ее сам отель – большой вопрос.

Даже если удастся собрать все документы, это еще не гарантирует компенсацию. Сложность ситуации в том, что 10-миллионной финансовой гарантии Detur может на всех не хватить. По оценкам экспертов, он отправлял до 1500 туристов в неделю. С учетом ориентировочной стоимости пакета с размещением в отеле 4–5* (25 тыс. руб.) сумма претензий только за семь дней составит почти 4 млн руб. А ведь глубина продаж достигала сентября! На момент написания этого материала (4 июля) в РОСНО поступило более 200 звонков от пострадавших, а также 50 заявлений, подкрепленных документально.

«Это была бомба замедленного действия…»

Приводим суждения людей (некоторые, по их просьбе, на анонимной основе), хорошо знакомых с компанией и в то же время имеющих возможность взглянуть на сложившуюся ситуацию со стороны. Марина Мантула (в 2005–2008 гг. занимала должность заместителя директора по продажам, затем – директора по маркетингу):
– Случившееся стало для меня полной неожиданностью. Знаю, что это удар ниже пояса и для коллектива Detur, и для агентов, которые давно и успешно работали с компанией, доверяли ее репутации. Думаю, ответы на все вопросы нужно искать у топ-менеджеров Vasco. А московский офис сделал все, что мог, и до последнего пытался разрулить ситуацию.
Геннадий Косарев (в 2002–2005 гг. – заместитель генерального директора):
– Прошлое лето было очень удачным для турецкого направления, но у многих операторов всю заработанную прибыль потом «съел» осенний египетский овербукинг. Допускаю, что этой печальной участи не избежал и Detur. Скорее всего, руководство компании надеялось восполнить потери в текущем летнем сезоне. Но после 15 июня продажи в Турции практически у всех ТО идут вяло, и Detur начал терять деньги на авиаперевозке и гарантированных номерах в отелях. В результате Vasco объявила себя банкротом, предварительно подыскав для оператора принимающего партнера – компанию Polente. Но ведь за хендлинг тоже нужно платить, а средств, судя по всему, уже попросту не было.
Вероника Филиппова (с 1996 по 2003 г. поднялась по карьерной лестнице от менеджера до директора по продажам):
– Я действительно долго работала в Detur, но в тот период это была совсем иная структура, с другой командой, другими хозяевами – группой компаний Dedeman. Так что мне довольно сложно судить о произошедшем.
Аноним № 1:
– Понятно, что такие вещи не случаются в один день и ситуация назревала уже в течение продолжительного времени. Насколько я помню, на форуме «Курилка» сайта TourDom.ru упоминалось о каких-то проблемах у Detur и в прошлом сезоне. Когда начались сложности с заселениями, оператор попытался справиться с ситуацией, закрыть бреши оборотными средствами, но из этого ничего не вышло. Не выдержал Detur свалившихся на него испытаний…»
Аноним № 2:
– Проблемы начались не этим летом, а намного раньше. В 2004 г. Фируза Баглыкая, бывшего в тот момент хозяином компании, пригласили на работу в Министерство туризма Турции. В результате Detur был продан австрийской Vasco. По условиям договора основной персонал московского и турецкого офисов не мог быть уволен в течение ближайших двух лет, однако уже через три месяца люди начали уходить из столичной компании сами. В течение 2005 г. коллектив сменился практически полностью. Дело в том, что новые хозяева подошли к бизнесу очень легковесно, к советам опытных специалистов относились скептически, ну а сами управлять фирмой толком не умели – хотя Vasco и западный оператор, однако по своим масштабам далеко не TUI или Thomas Cook. Сначала бизнес шел по накатанной, но затем Detur начал сдавать позиции. Ну а окончательно подорвали его силы прошлогодний египетский овербукинг и нынешний не-простой турецкий сезон. Я еще в декабре советовал сотрудникам компании менять работу – понятно было, что Detur – это бомба замедленного действия…»

  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
«Не тур, а марш-бросок»: туристка требует вернуть 157 тысяч рублей за поездку к Деду Морозу
«Не тур, а марш-бросок»: туристка требует вернуть 157 тысяч рублей за поездку к Деду Морозу

Обзоры и аналитика

28/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение