В начале октября на заседании правительства было отвергнуто предложение Минтранса об обязательном условии для всех авиакомпаний: с января 2012 года иметь в парке не менее десяти однотипных самолетов, а в перспективе – не менее 20. Требования смягчены. Регулярные перевозчики должны располагать минимум десятью бортами вместимостью от 55 пассажиров (и тремя самолетами меньшей емкости), а чартерным предписано иметь хотя бы пять лайнеров, вмещающих более 55 человек (и также еще три размером поменьше). Не отражен в предложениях правительства и проект постановления Минтранса о разделении авиакомпаний на классы: местные (полеты внутри одного субъекта РФ), региональные (внутри одного федерального округа), магистральные (между федеральными округами) и международные. Идея привела бы к неразберихе и выдавливанию с рынка регионалов, для которых чуть ли не единственное рентабельное дело – туристические чартеры в высокий сезон.
Напомним, тучи над небольшими перевозчиками сгустились летом. В августе вице-премьер Сергей Иванов назвал их «живопырками», предложив избавить от них рынок. А в сентябре, когда случилась катастрофа Як-42 под Ярославлем, выступил уже сам президент, потребовав от авиавластей навести порядок в отрасли. Путь был предложен самый радикальный: резкое сокращение количества компаний (см. «ГЛ» № 9). Но – о чудо! – по теме выступил премьер-министр Владимир Путин, заметивший, что исходить надо из соображений соблюдения техники безопасности.
Итак, вышеописанные требования по авиапарку эксперты называют окончательными и не сомневаются, что они вступят в силу с 1 января. «Предложенный правительством вариант вполне устроит практически всех перевозчиков – консолидаторов туррынка», – уверен гендиректор «ВИП Сервис» Дмитрий Горин. Больше беспокоит другая инициатива. С 4 октября действуют поправки в Федеральные авиационные правила, которые своим приказом № 221 внес Минтранс. Росавиации дается право приостанавливать или аннулировать действие сертификата эксплуатанта авиакомпании, если ведомство сочтет финансовое состояние авиакомпании неблагополучным. Критерии очень туманны. Например, «отсутствие положительных результатов в ходе реализации бизнес-плана». Некоторые эксперты рассматривают такое положение как коррупционную лазейку, ведь долги имеет практически каждый перевозчик, а оценка благополучности субъективна.
Для авиакомпаний возможны и другие сюрпризы. В распоряжении «ГЛ» оказался проект «Порядка допуска перевозчиков, имеющих лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок» (от 26 сентября). В нем предлагается сохранить вето Росавиации на запрет назначенным перевозчиком полетов другим авиакомпаниям. Это плюс. Минус: отказывать в выполнении рейсов, если в течение сезона задержки по вине перевозчика составили более 7% от общего количества рейсов, а отмены – более 5%. Следуя статистике задержек в сентябре, по этому критерию могут лишиться допусков от девяти до 11 авиакомпаний, причем активно задействованных в туристической перевозке. Впрочем, один из экспертов, участвующих в разработке предложений Росавиации, выразил уверенность, что консенсус и в этом вопросе найдется, то есть требования окажутся гораздо менее жесткими.
Ожидается, что все точки над «ё» будут расставлены уже до начала зимних программ. Советник главы Росавиации Сергей Извольский сказал, что их ведомство в ожидании распоряжений Минтранса.