Как зарабатывают агентства в эпоху девальвации
Ослабление рубля продолжается. Как следствие, конечная стоимость турпакета стала величиной переменной, а риск потерять на конвертации взлетел до небес. Участники рынка изо всех сил стараются приспособиться к новым реалиям турбизнеса.Не желая терять деньги, туроператоры стремятся получить оплату за тур сразу. Поэтому в момент бронирования фиксируют курс, а значит, и цену обычно только на два или три банковских дня. Если деньги переведены в этот срок, проблем с доплатами не возникает. Но как быть, если процесс затягивается?
Предположим, оператор подтверждает агенту заявку с опозданием, например по окончании банковского дня (после 17:00). В таком случае рассчитаться придется по завтрашнему курсу. Он становится известен накануне вечером. Соответственно, если с клиента взяли деньги до этого момента, может возникнуть разница, которую агентства платят из своего кармана. «Мы не перекладываем доплаты на туристов», – говорит Елена Мерсье, директор «Альт Вояж». Есть другой путь – не рисковать и не принимать оплату по неподтвержденным заявкам. Но это грозит уменьшением доходов – турист, напрасно потерявший время в ожидании подтверждения своего тура, может отнести деньги в другую фирму».
Еще хуже для агента, когда «тормозит» сам клиент, откладывая оплату уже подтвержденного тура. Его можно понять: непросто свыкнуться с мыслью, что за дорогой тур куда-нибудь на Мальдивы необходимо чуть ли не моментально выложить полную стоимость (тысяч 10–20 евро), а не рассчитываться поэтапно, как раньше. Если турист не уложится в оговоренный срок оплаты и курс, к примеру, евро, вырастет на 1 руб., то, по расчетам Сергея Онищенко, гендиректора ТА «Евротур», агентство недополучит до трети комиссии…
Некоторые агентства, впрочем, пытаются перенести бремя возникших издержек на туристов, если валюта подорожала более чем на 5% с момента заключения договора. Такая строка фигурирует в договоре, который показала нашему корреспонденту директор одного ТА, причем документ разработан при участии юрагентства «Персона Грата». Однако не все юристы согласны с правомерностью данного пункта. Федор Коробков, председатель «Клуба защиты прав туриста», отмечает, что с принятием в 2007 г. новой версии отраслевого закона колебание валютных курсов перестало относиться к существенным изменениям обстоятельств поездки. «Если агент потребует доплатить, турист может обращаться в Роспотребнадзор», – утверждает г-н Коробков. Георгий Мохов, директор «Персона Грата», парирует: «Турагент имеет право на собственное усмотрение расширить в договоре с туристом перечень обстоятельств, которые не позволяют ему исполнить оговоренные обязательства».
Чтобы избежать противоречий, эксперты советуют заключать с туристом предварительный договор. Основания к тому имеются в «Правилах оказания услуг по реализации турпродукта», а также в статье 429 ГК РФ. «Если цена не устраивает, клиент может отказаться от поездки, не заключая окончательного договора, – поясняет Сергей Онищенко. – Но предварительное соглашение нужно подписывать за срок, который подразумевает бесштрафную аннуляцию брони».
Еще один специалист, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что некоторые агентства даже зарабатывают на разнице валютных курсов. Схема несложная: «ТА принимает предоплату, а остальное вносит ТО из средств на своем расчетном счете. Потом добирает оставшуюся сумму с туриста и зарабатывает благодаря росту курса». Правда, если турист потребует аннуляции, агентство окажется «в минусе». Но кто не рискует, тот не пьет шампанского.