Эксперты подводят итоги сезона и оценивают перспективы
Когда в туризме такое бывало, чтобы реальность превосходила ожидания? В 2018 году именно это случилось на внутреннем рынке. Продажи большинства отельеров и туроператоров, опрошенных корреспондентом HotLine.travel, оказались выше, чем предполагалось на старте сезона. Но на что рассчитывать в следующем году, когда себестоимость гостиничных услуг точно возрастет? Управляющие гостиниц уже думают, на чем бы сэкономить, чтобы не отпугнуть клиентуру ценами.
Нечаянная радость
Накануне лета-2018 среди отельеров на российских курортах царили, можно сказать, упаднические настроения. В том смысле, что у них падали цены. К примеру, управляющие многих гостиниц Крыма выставили прайсы на 10–30 % ниже стартового уровня за прошлый год. Аналогичная ситуация была и в Сочи: по наблюдениям экспертов, порядка 50 % отельеров снизили тарифы, и в среднем гостиничные услуги на курорте подешевели на 5–10 %.
К таким решениям предпринимателей подтолкнули, во-первых, разочарования лета-2017, когда они завысили цены и в результате испытывали проблемы с загрузкой. Во-вторых, ранние продажи и в 2018 году шли достаточно вяло. Все приготовились затягивать пояса.
Но по ходу сезона обстоятельства сложились в пользу российских курортов. «Нам очень Турция помогла, – говорит Дмитрий Богданов, директор сочинского санатория «Знание». – Отельеры там повысили цены, а власти отменили чартерные доплаты туроператорам на июль и август. Как следствие – на фоне турецких курортов наши здравницы выглядят в ценовом плане гораздо симпатичнее! Турецкие коллеги – вот кто наши главные сторонники. Мы поздравляем друг друга с успешным сезоном».
Второй фактор, сыгравший в пользу внутреннего рынка, – это, конечно же, ослабление рубля. Еще в апреле курс американской валюты взлетел с 58 до 64 руб. за доллар, в августе перевалил за отметку 68, и каждый раз в такие моменты находились всё новые клиенты, готовые голосовать рублем за отдых в России.
И вот результаты этого «голосования».
Продажи растут – доходность снижается
«Объемы продаж увеличились существенно. По ряду курортов рост достигает 20–30 % в сравнении с показателями прошлого года», – говорит Оксана Булах, коммерческий директор компании АЛЕАН. Впрочем, она добавляет, что доходность туроператорского бизнеса на внутреннем рынке у всех продолжает сокращаться год от года. Основная причина – снижение покупательной способности российских туристов, которым приходится экономить на отдыхе.
Возвращаясь к динамике продаж летом-2018. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин дает следующий расклад по направлениям: «Турпоток в Крым увеличился на 20 %, в Краснодарский край – в среднем на 8 %. Общий турпоток на пляжные курорты возрос на 10 %, а выручка – только на 5 %, поскольку отели снизили ценовую планку».
Меньше всего повезло Анапе, там сейчас стагнация. По образному выражению Сергея Ромашкина, она возвращает «долг», который был взят у Крыма в 2014–2015 годах. В те сезоны выстраивались огромные очереди туристов на автомобильную переправу, связывающую материк с Крымом, многие люди, устав от ожидания, резко меняли планы и ехали отдыхать в расположенную поблизости Анапу. Местные отели тогда очень хорошо заработали.
В этом сезоне наконец-то сдан в эксплуатацию мост, посредством которого Крым оттянул на себя дополнительные потоки клиентов. Тем более что и сам этот объект инфраструктуры – самый длинный мост в Европе – привлекает клиентов как достопримечательность.
Если учесть, что авиаперевозка в Крым была и остается дороже, чем в Сочи, то можно с уверенностью сказать: именно появление новой транспортной артерии позволило полуострову нарастить турпотоки. «Власти говорят о 25 %-ном увеличении количества отдыхающих. Я думаю, так оно и есть. Правда, бо́льшая часть клиентуры достается теневому гостиничному сектору – владельцам мини-отелей и апартаментов, которые не зарегистрированы как средства размещения и не платят налогов. В легальных гостиничных объектах такого бурного роста не отмечается, максимум плюс 10 % к показателям 2017 года», – полагает Борис Зелинский, президент компании «Кандагар» (головной офис в Симферополе).
10 %. Кто больше?
Как видим, туроператоры подводят итоги лета-2018 со сдержанным оптимизмом. Что же касается перспектив следующего сезона, тут всё будет зависеть от того, на сколько подорожают отели. Себестоимость гостиничных услуг увеличивается неуклонно – растут коммунальные расходы, цены на энергоносители, повышается минимальный размер оплаты труда… А с начала 2019 года НДС на гостиничные услуги увеличится с 18 до 20 %, для отельеров это означает, что размер отчислений в бюджет по факту увеличится на 11 %, говорит Дмитрий Богданов.
Так что у гостиниц есть все основания повысить прайсы на лето-2019. «Пока этого не происходит, – делится наблюдениями Оксана Булах. – Некоторые объекты уже дали цены на будущий год, оставив их на уровне текущего сезона. Но после Нового года они вполне могут откорректировать прайсы. Я не исключаю подорожания в пределах 10 %».
Как отреагирует потребитель? Пишите в комментариях к этой статье.