Туризм глазами страховщиков
Они смотрят на туристический рынок беспристрастно и проницательно, как хирурги. Ничто не скрыто от них. Криминал под прикрытием турфирм, истинные масштабы налоговых преступлений в туризме; самые распространенные способы уклонения от фингарантий; любые мыслимые риски, с которыми сталкиваются наши соотечественники, выезжая за рубеж… И со всем этим приходится как-то работать, говорят страховщики.
Спросим их еще раз, где сейчас актуально подстелить соломки.
Иные. Темные
Сравнительно недавно – в июне – завершилась очередная кампания по переоформлению туроператорских фингарантий. И это была своего рода «диспансеризация», по результатам которой страховщики могут судить о переменах в индустрии путешествий. Наблюдения такие.
За финансовым обеспечением профессиональной ответственности в сфере выездного туризма уже почти не обращаются «иные темные» – те, кто под прикрытием туризма занимается чем-то совершенно другим, незаконным. «В 2007 году, на этапе внедрения фингарантий, такое случалось часто, – утверждает Елена Скуратова, управляющий директор по комплексному страхованию в сфере туризма компании «Ренессанс Страхование». – При проверке турфирмы могло, например, оказаться, что ее владелец объявлен в федеральный розыск. А порой вскрывался откровенный криминал – вплоть до работорговли. Естественно, мы отказывали таким «операторам» в предоставлении финансовых гарантий и передавали информацию о них в правоохранительные органы». Не факт, что эти организации перевелись, но теперь они, по крайней мере, не претендуют на туроператорский статус: бесполезно. Страховщики несут высокие риски по фингарантиям и проверку потенциальных клиентов, особенно новых, проводят скрупулезно. «Задаем много вопросов, – уточняет г-жа Скуратова. – Запрашиваем свидетельства о регистрации и постановке на налоговый учет, смотрим бухгалтерскую отчетность, анализируем финансовые показатели…»
«И если возникает малейшее сомнение в платежеспособности или обнаруживаются какие-то подозрительные обстоятельства, например юридический адрес компании находится в одном городе, а фактический – в другом… Отказываем без колебаний, – продолжает тему Юлия Алчеева, заместитель генерального директора компании «Европейское Туристическое Страхование». – У нас нет цели создать большой портфель по страхованию финансовой ответственности турфирм, мы изначально стремились к надежности».
Вообще, крупные страховщики относятся к этому виду услуг очень осторожно. «Насколько я знаю, никто не в восторге: риски непредсказуемы, – признает Наталья Кучерова, начальник Управления страхования путешествующих «Уралсиб». – Показательный факт: ни одна западная компания не возьмет в перестрахование договоры по фингарантиям. На это идут только в России».
Всем бы по ФИГ
Как бы то ни было, можно констатировать положительный эффект от внедрения системы обеспечения профессиональной ответственности ТО. Раздел «Выездной туризм» в Федеральном реестре туроператоров, просеянный и очищенный страховщиками, теперь уже действительно может служить для клиентов ориентиром: кому доверять на туристическом рынке.
«Другой вопрос, что сами потребители не слишком осведомлены в этом деле, и многие туроператоры наверняка продолжают работать без обеспечения профессиональной ответственности», – говорит Наталья Кучерова. В качестве подтверждения можно привести случай из практики Юлии Алчеевой. Питерская турфирма получила в «Европейском Туристическом Страховании» фингарантию на внутренний туризм. Но когда она исчезла с рынка и клиенты пришли за возмещением, оказалось, что эта компания работала в сфере аутгоинга, то есть пострадавшим от гаранта ничего не причитается.
По мнению страховщиков, после повышения ставок по ФИГ таких операторов – «как бы внутренних» – появилось достаточно много. «Это ведь можно отследить даже по истории деятельности, – говорит г-жа Алчеева. – До 2009 года фирма отправляла клиентов за границу, а потом вдруг полностью переориентировалась на Россию. По меньшей мере подозрительно. Власти обещали разобраться».
«Такие факты имеют место, мы сообщаем о них в правоохранительные органы, – комментирует заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский. – Но я бы не сказал, что эти нарушения носят систематический характер».
Право на осечку
И еще одна проблема, требующая вмешательства властей. В страховые компании за компенсациями по фингарантиям регулярно обращаются туристы, у которых нет никаких документов, подтверждающих факт оплаты тура: ни кассового чека, ни путевки установленного образца. «Узнав, что в данной ситуации выплаты невозможны, люди иногда приносят нужные бумаги позже – возможно, оформляют в турфирмах задним числом. А чаще уходят и не возвращаются», – рассказывает Наталья Кучерова.
Такое периодически бывает и в «Наста». «Причем не только с фингарантиями, но и при обращении клиентов за выплатами по отмене поездок», – комментирует Константин Харакоз, директор департамента страхования путешествующих этой компании.
«Разъяснительную работу среди клиентов мы ведем, – говорит по этому поводу Евгений Писаревский. – На сайте Ростуризма есть информация, какие документы следует туристу требовать при оформлении сделки с турфирмой. А когда выявляются нарушения со стороны турагентств, обращаемся в Роспотребнадзор».
Говоря словами героя одного из популярных фильмов, «Народ у нас такой… Просвещать и просвещать!» А пока туроператоры уклоняются от фингарантий, турагенты работают вчерную, туристы не знают своих элементарных прав, страховые инструменты защиты всех этих участников рынка имеют право на осечку.
О, торг! Ты – спорт
Выжать скидку из страховой компании – такой же популярный среди туроператоров вид спорта, как для клиентов – торг при покупке тура в агентстве. «Если не уступите, уйдем к вашим конкурентам, у них дешевле», – такие заявления часто звучали со стороны производителей туруслуг на этапе переоформления фингарантий. Муссировалась информация о том, что где-то можно оформить ФИГ за 0,3% или даже 0,2% от страховой суммы. «А ведь минимальный тариф, при котором можно перестраховать риски и остаться с некоторой прибылью, – 0,4%», – говорит Наталья Кучерова. «Возможно, это блеф со стороны ТО, – допускает Юлия Алчеева. – Но все же дыма без огня не бывает, и экстремально дешевые фингарантии на рынке предлагаются. Но мы ценовому прессингу не поддаемся. Если взять международный туризм, то ставка по этому виду страхования в нашей компании начинается от 0,9%».