Наземный способ остается проблемным
РЖД начала продажу единых проездных билетов по специальному тарифу «автобус – паром – автобус». Его максимальная стоимость составляет 830 рублей. Единый билет будет распространяться на поездку из Анапы и Краснодара в семь населенных пунктов полуострова.
Предполагается, что расписания всех видов транспорта будут состыкованы друг с другом. Если ситуация с автобусами более-менее ясна, то переправа через Керченский пролив остается проблемным сегментом: порт «Кавказ» пока не справляется с потоком желающих попасть на полуостров. По состоянию на начало мая между портами «Крым» и «Кавказ» работало пять паромов, осуществлявших более двадцати рейсов в сутки. Нормализовать ситуацию с морским сообщением планируется в середине мая, когда будет зафрахтовано до пяти новых судов.
С 1 июня по согласованию между РЖД, Белорусской железной дорогой и «Укрзалiзницей» вступит в силу летний график движения поездов в Крым. Всего будет организовано движение двадцати пяти ж/д составов. По мнению экспертов, ряд факторов ставит под сомнение целесообразность такого объема перевозки. Во-первых, ужесточение пропускного режима:
c 10 мая пассажиры, не являющиеся гражданами Украины и следующие транзитом через ее территорию, должны будут иметь при себе спецразрешение.
Где и как его оформлять – пока неясно. Во-вторых, проведение дополнительного пограничного и таможенного контроля на границах значительно увеличит время в пути. Наконец, эскалация конфликта на юго-востоке Украины и в целом неблагоприятный информационный фон могут негативно сказаться на спросе, и поезда будут ходить полупустые.
Участники рынка не исключают, что туристы побоятся ехать в Крым по земле, массово пересев на самолеты. Объемы авиаперевозки продолжают расти благодаря господдержке:
выполняющие рейсы на полуостров авиакомпании освободили от НДС и выделяют госсубсидии в размере 50% от стоимости билетов.
Появляются и новые игроки: «Грозный авиа», для которого аэропорт Симферополя стал базовым, планирует выполнять полеты в Крым из Ростова-на-Дону, Белгорода, Грозного, Волгограда, Воронежа, Казани, Кирова и Курска по программе государственного субсидирования (к примеру, стоимость билетов из Ростова составит 3,4 тысячи рублей в одну сторону). Авиакомпания «Былина» будет летать в Симферополь из Перми (с 6 июня), Иваново и других городов дважды в неделю.