Интриги гоанского сезона
Результаты первых продаж в сезоне-2009/10 позволили оптимистично настроенным туроператорам по Индии заговорить об «окончании кризиса» – по крайней мере на этом направлении. Но в конце осени один из основных перевозчиков маршрута предпринял внезапный ценовой демарш, а вслед за этим обострилась общая конкурентная ситуация. Теперь перспективы зимы уже не выглядят столь однозначными.
Высокий старт
Глубина бронирований, которая на большинстве направлений практически сошла на нет, по Индии в какой-то период превышала полтора месяца. «К середине ноября удалось практически закрыть новогодние праздники. Была даже продана значительная часть туров на 9 января, а это самая что ни на есть низкая дата», – говорит Елена Сорокина, руководитель отдела продаж Индии «Мегаполюс турс». «Вновь появился спрос на пятизвездочные гостиницы, слабо востребованные в прошлом году», – добавляет Николай Чабров, директор департамента стран Карибского региона и Южной Азии КАПИТАЛ ТУР.
Чем объяснить всплеск туристического интереса к Гоа? Очевидно, дело в ценах. «По дешевизне это направление оказалось третьим – после Египта и Таиланда и начало активно оттягивать на себя турпоток с Индонезии, Шри-Ланки, Мальдив, Кубы», – утверждают наблюдатели.
Сформировать конкурентные турпакеты операторам позволили два обстоятельства. Во-первых, новая тарифная политика гоанских отелей, ранее столь неуступчивых и консервативных. Перемены коснулись, прежде всего, дорогих гостиниц 4* и 5*, которые испытывали большие трудности с загрузкой зимой-2008/09. Уже в ходе весеннего контрактинга они опустили ценовую планку на 20–25% и дали хорошие скидки за раннее бронирование – активно предлагались акции «7 ночей по цене 6» или «14 – по цене 12». Тенденция сохранилась и осенью. «Получаем SPO даже от таких востребованных «пятерок», как Leela Kempinski, Zuri Goa Varca White Sands, Dona Sylvia. Они легко снижают стоимость комнат на $10–15 за сутки», – отмечает Николай Чабров. Одна из причин лояльности отельеров – продолжающийся отток туристов с английского, основного для Гоа, рынка.
Второй фактор ценовой оптимизации: на направлении появилась конкуренция между брендовыми авиакомпаниями – вновь прибывший «Аэрофлот» стал оспаривать пассажиропотоки у «Трансаэро», давно работающей на маршруте. В борьбе за консолидаторов перевозчики весной предложили им весьма привлекательные тарифы. Стоимость блочного кресла у «Трансаэро» составляла около $620, что примерно соответствует уровню двухгодичной давности. Нацперевозчик дал расценки на $10–15 выше.
Изначально расклад сил по авиаперевозке из Москвы сложился такой. «Трансаэро» поставила два еженедельных «Боинга-747-200», места на которых распределились между туроператорами Ланта-тур вояж, КАПИТАЛ ТУР, «Пегас Туристик», «Санрайз Тур» и «Интурист». «Аэрофлот» заявил десятидневную чартерную цепочку на самолетах Ил-96. Консолидатором выступил «Авиачартер», крупные блоки кресел взяли «Мегаполюс турс» и «Гоа тур» (входит в турхолдинг BTA Travel, аффилированный с «Авиачартером»). Также в доле «Русский Экспресс», «Ванд Интернэшнл» и несколько других игроков.
Кроме того, «Пегас Туристик» впервые вывел на гоанский маршрут «Боинги-757» подконтрольной а/к Nord Wind. Борта грузит единолично, частота рейсов – дважды в неделю.
По оценкам наблюдателей, совокупный объем перевозки из Москвы в Гоа процентов на 30 превысил показатели прошлого сезона, и это вполне соответствовало спросу.
Ценовая неожиданность
Гром среди ясного неба ударил в конце ноября, когда «Трансаэро» объявила, что с 15 декабря на 10% повышает цены для своих блочников. На индийском маршруте это означает, что стоимость кресла увеличивается на $60.
Участники трансаэровского пула смирились с дополнительными издержками по уже оплаченным путевкам – не стали перекладывать убытки на агентства: сейчас настраивать против себя розницу все равно что плевать против ветра. Экономика туроператорских продаж, естественно, ухудшилась, но не ушла в минус, ведь реализованы были преимущественно новогодние туры, с соответствующей «праздничной» рентабельностью.
А вот какую ценовую политику выберут туроператоры для дальнейших продаж? Самое простое – поднять конечные тарифы, но есть проблема: вторая половина января и начало февраля – традиционно низкий период. «Скорее всего, доплачивать перевозчику опять будут блочники», – полагает Дмитрий Мазуров, гендиректор «Санрайз Тур».
Ситуация усугубляется еще и тем, что с 27 декабря должен взлететь третий еженедельный борт «Трансаэро» из Москвы в Гоа. «Неизбежно возникнет избыток перевозки, – комментирует один из консолидаторов авиакомпании. – Мы не поддержали эту инициативу авиакомпании, но среди туроператоров нашлись желающие рискнуть». Кстати, главным сторонником «третьей частоты» в кулуарах называют КАПИТАЛ ТУР.
Еще один аспект данной темы: конкуренция между блочниками авиакомпаний в свете подорожания «Трансаэро». Ее партнеры получили в итоге перелет на $40–50 дороже, чем предлагал «Аэрофлот»...
Александр Морозов, генеральный директор «Авиачартера», уверен: изначальные тарифы «Трансаэро» были неадекватно низкими – руководство авиакомпании, зная о видах конкурента-нацперевозчика на Гоа, старалась привязать к себе своих традиционных заказчиков. «Любой профессионал, подписывая соглашение с «Трансаэро», понимал: стоимость перелета увеличится», – полагает г-н Морозов. Кстати, аналитики сомневаются в том, что «Аэрофлот» в свою очередь также поднимет тарифы: его цель – закрепиться на направлении, поэтому вряд ли он будет создавать проблемы туроператорам.
Означает ли это, что партнеры упомянутой авиакомпании получили старшие козыри в гоанской партии? Не факт. «На базе рейсов конкурента – «Трансаэро» благодаря большей частоте можно создавать туры разной продолжительности, в то время как на аэрофлотовских – лишь десятидневки, что ограничивает спрос», – отмечает Елена Сорокина, чья компания «сидит» на бортах обеих компаний. Кроме того, есть неудобство, вызванное чартерным статусом перелетов нацперевозчика. По индийским законам, если туристы прибыли в страну регулярным рейсом, то и возвращаться должны «регуляркой». Если же заказным – соответственно, чартером. «А значит, на базе цепочки «Аэрофлота» трудно делать комбинированные туры. Например, после экскурсионной программы по Золотому треугольнику турист не сможет вылететь из Дели в Москву регуляркой того же нацперевозчика – ему придется лететь через Гоа», – резюмирует Николай Чабров.
«Ветер» с севера
…Пока две крупные авиакомпании оспаривают друг у друга индийское небо, один из туроператоров направления в отрыве от них начинает свою игру.
«Пегас Туристик» взял в этом сезоне относительно небольшой блок мест на «Трансаэро» и, как уже говорилось, сделал в Москве ставку на собственного перевозчика – Nord Wind. Он заметно активизировался и на периферии – к прошлогодним прямым рейсам из Самары, Уфы и Екатеринбурга добавились вылеты из Перми и Новосибирска. Лайнеры «Оренбургских авиалиний», работающие на большинстве этих маршрутов, взяты туроператором в управление. Конкуренты уверены, что это вынужденная мера: якобы для Nord Wind не удалось получить слоты в иногородних аэропортах.
Стараниями «Пегаса» объем перевозки из регионов в Гоа вырос не менее чем на 40%, отмечают наблюдатели. Правда, часть мест он раздал по блокам – Ланте, КАПИТАЛУ, «Мегаполюсу» и еще ряду компаний, но основной объем все-таки оставил себе. По оценкам экспертов, в этом сезоне именно у «Пегаса» самые крупные ставки по Гоа.
Индийский «поход» компании конкуренты считают попыткой передела рынка, а саму ее называют ценовым провокатором: «Пегас» продает путевки по самым низким ценам – например, недельные турпакеты в «двушки» на севере Гоа реализовывал в конце ноября за $430». Впрочем, гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная уверяет, что ее фирма не ведет продаж ниже себестоимости: «Не стоит забывать, что использование собственной авиакомпании дает нам преимущества в ценообразовании».
Эксперты обращают внимание, что значительную долю в ассортименте туроператора составляют экономичные и отнюдь не самые раскрученные отели. «На них много не заработаешь. Не уверен, что оператору удастся оправдать свои инвестиции в подобную экспансию», – говорит один из наблюдателей.
Фактически единодушное мнение соперников о перспективах «Пегаса» по Индии сформулировала Людмила Пучкова, президент Ланта-тур вояж: «Скорее всего, ему удастся отобрать кусок «индийского пирога» у компаний, имеющих 10–20 кресел в неделю. А вот старожилы рынка, оперирующие серьезными объемами, сохранят свои позиции».
Между прочим, крупные игроки даже извлекли из маневров «Пегаса» определенную выгоду. По крайней мере в регионах. Ведь и они получили доступ к перевозке из российских городов, имея при этом риски несравнимо меньшие, нежели у консолидатора.
«Шенген по-индийски»
Сугубо рыночные проблемы операторов гоанского направления усугубляются еще и административными препонами. 9 октября начал работать визовый центр индийского консульства в Москве. И сразу приступил к «затягиванию гаек».
Первым делом под предлогом «борьбы с нелегалами» российским гражданам запретили оформлять въездные документы по прилете. Раньше подобное практиковалось для туристов, въезжающих в страну на срок до 15 дней, если туроператор предварительно высылал данные о клиентах и подтверждение оплаты гостиницы.
Дальше – больше. В течение первых трех месяцев работы визового центра требования к анкетам туристов менялись едва ли не с недельной периодичностью. К обязательным пунктам добавили индекс места проживания, потом – сведения о матери путешественника и т. д. «Пакет документов для получения визы по объему уже вплотную приблизился к шенгенскому варианту», – говорят игроки направления.
Но больше всего обескуражило туроператоров нововведение от 3 декабря. Теперь очередная трехмесячная виза с правом однократного въезда будет выдаваться лишь по истечении месяца со дня окончания предыдущей. «Похоже, индийцам не нужны возвратные туристы», – сетуют турфирмы.