...Такой девиз планируется поставить на каждом бланке договора ТА с туристом
В Госдуму поступил блок поправок в Закон «Об основах турдеятельности в РФ». Шансы на утверждение велики. Во-первых, автор законопроекта – первый зампред профильного комитета Владимир Головнев, представляющий в Думе влиятельнейшую «Единую Россию». А во-вторых, содержание документа хоть местами и спорно, но конструктивно.
Главный посыл поправок не увеличение размеров фингарантий (этот вопрос еще обсуждается), а законодательное закрепление договорных отношений между агентствами и туроператорами по принципу «от имени и по поручению». То есть договоры купли-продажи остаются в прошлом, ТА вправе предоставлять клиенту туристические услуги только от лица туроператора, который априори будет нести всю ответственность за «косяки» своего агента. Заметим, идея не нова и периодически всплывала на протяжении как минимум года. Правда, с такой же периодичностью сходила на нет, так как эксперты указывали на побочные эффекты. К примеру, предрекают массовый уход розничных компаний с рынка или в его «тень», ведь ТО придется с большим пристрастием отбирать партнеров, учитывать их реноме на рынке, финансовое состояние. А поскольку критерий истины – опыт, открыть новое агентство станет очень сложно.
Кроме того, туроператоры в целях самозащиты могут потребовать от ТА своего рода фингарантии в виде депозитов, что тоже усложнит их жизнь. Эти опасения, в частности, разделяет гендиректор ТА «Европейская туристическая компания» Сергей Онищенко, правда, с оговоркой: фирмам с многолетним стажем работы ничто не грозит. «Агентства, накопившие опыт сотрудничества с ведущими ТО, найдут с ними общий язык и, думаю, в большинстве случаев избегнут депозитов. А вот как будут входить на рынок новички или выживать те, кто не показывает объемов, не представляю». Новички, как выяснилось, тоже не лыком шиты. Руководитель агентства «Аврора-тур» (г. Воронеж) Андрей Шаталов, открывший дело год назад, рассказал: «Когда я узнал о грядущих изменениях, был, мягко говоря, озадачен: какой туроператор станет заключать договор, подразумевающий ответственность за ТА, не успевшее никак зарекомендовать себя на рынке? Выход из ситуации, кажется, нашелся – стать членом одной из агентских сетей, которая могла бы поручиться за меня перед поставщиками. Сейчас веду активные переговоры с одной из таких. Кажется, получается». Туроператоры, со своей стороны, предвидят растущие риски. «Мы заключили договоры с крупными агентскими сетями.
Где гарантия, что из 400 ТА не найдется десяток слабых – может быть, где-то пришло новое некомпетентное руководство, кто-то просто вдруг оказался проблемным. Надо отлаживать контроль над продавцами, а не сваливать всю ответственность на нас», – считает Дмитрий Арутюнов, гендиректор «Арт-Тур». Впрочем, наблюдатели указывают и на очевидные плюсы предлагаемой системы. Прежде всего, произойдет «обеление» рынка; по необоснованным скидкам будет нанесен ощутимый удар. Высказывается мнение, что принцип продаж от имени ТО защитит агентов от туроператорского «беспредела». Например, в части драконовских штрафов за аннуляции туров. Есть в законопроекте и другие важные пункты. Например, возможность исключать туроператоров из Единого федерального реестра по решению суда. Кроме того, предлагается снизить размер фингарантий для туроператоров, занимающихся въездным туризмом, причем в 20 раз – с 10 млн рублей до 500 тыс. Правда, само существование фингарантий в этом сегменте участники рынка расценивают как казус: за выплатами в СК может обратиться только физическое лицо, а оно в данном случае иностранное и компенсацию должно получать на родине. Законопроект уже направлен в Совет ГД, откуда по регламенту на месяц передается в регионы для изучения. Теоретически он может вернуться в Думу до закрытия весенней сессии (начало июля), но, скорее всего, чтение состоится осенью, накануне выборов в нижнюю палату парламента. Что, безусловно, добавляет интриги.
Неужели вольной туристической рознице придет конец? Во всяком случае, на это уповают законотворцы, предлагая новые правила в тонких отношениях ТА с ТО. Но лично мне что-то подсказывает: агентства, и сегодня зачастую ведущие «серый» бизнес, найдут способ существования и в новых условиях.