«Лабиринт»
Август подтвердил статус самого кризисного месяца: 22 новости о дефолте «Лабиринта», случившемся по причине отказа в перевозке со стороны «Оренбургских авиалиний», привлекли внимание читателей 176 926 раз.
Закон поменяют
На страницах этого номера – аналитика, посвященная планам по изменению туристического законодательства и другим последствиям резонансных крахов. Новые поправки должны быть предоставлены на экспертизу в правительство к 15 сентября (ситуацию взял под контроль лично премьер-министр). Пока же в товарищах согласия нет: то собираются ввести лицензирование, то отказываются от идеи; одни настаивают на внедрении «электронной путевки», другие доказывают, что в обозримом будущем сие невозможно, ссылаясь на предыдущие неудачные попытки реализовать проект. Тиражировались в СМИ и предложения на уровне бреда – например, ввести «акциз на выезд» для тех туристов, кто собирается отдохнуть за рубежом.
Целый клубок проблем – в антагонизме интересов туроператоров и страхового рынка, необходимости гарантировать ответственность не только операторов, но и самих страховщиков. Но это отдельная тема.
Девять «политических» новостей на «ТурДоме» были просмотрены 40 593 раза.
Надежность туроператоров
Четыре новости, с которыми агентства ознакомились 34 154 раза, представляли из себя своего рода отчеты туроператоров, которые предоставляли доказательства своей надежности. Всего по электронной почте редакция получила сведения от более чем двадцати операторских компаний. Эти пресс-релизы мы не стали публиковать целиком, так как аргументы вроде «компания более двадцати лет на рынке» сейчас вряд ли звучат убедительно. Проанализировав поступившую информацию, редакция включила в обзоры только наиболее весомые сведения, которые, по мнению самих туроператоров, доказывают устойчивое положение на рынке: предоплата отелей и перевозки, отсутствие кредитной нагрузки, гарантии от зарубежных партнеров и т. д.
…И «ИнтАэр» не выдержал
5 августа на сайте туроператора появилось ставшее уже стандартным для покидающих рынок сообщение о приостановке деятельности в связи с невозможностью исполнить свои обязательства с указанием реквизитов страховщика и шаблонным объяснением причин – «падение спроса и покупательской способности в связи с резким ростом курса валют и негативной политической ситуацией». Как результат – неоплаченные возвратные билеты из Болгарии, угрозы греческих отельеров принять меры, чтобы добиться оплаты за проживание туристов. «Турпомощи» с участием других туроператоров («НТК Интурист», «Музенидис Трэвел») удалось вывезти всех клиентов «ИнтАэра», находившихся на тот момент за рубежом. В отличие от «Невы» и «Лабиринта» суммы фингарантий в 60 млн руб. хватит на всех пострадавших.
События отследили в четырех публикациях новостной ленты «ТурДома» 30 746 раз.
Страховщики не могут, поэтому не хотят
А вот теперь об одном из главных противоречий, выявившихся в процессе анализа поправок в отраслевой закон, – конфликте интересов страховщиков и туроператоров. На эту тему в августе было опубликовано девять заметок, которые удостоились 25 144 посещений. Печальный опыт СК «Восхождение», заключившей договор с «Невой» на баснословные 454,2 млн руб., а также еще с почти 40 туроператорами, показал: страховой рынок не готов обслуживать фингарантии крупных туристических компаний – слишком велики риски. У «Восхождения» в августе была аннулирована лицензия. Как результат, вопрос компенсаций повис в воздухе. В лучшем случае за СК расплатятся другие компании, которым «Восхождение» по указанию Центробанка передаст страховой портфель. В худшем – как и в истории с СК «Инногарант», страховщиком «Капитал Тура», никто ничего не получит.
«Авиачартер-ДВ» и проверка «Оренбургских»
Еще один скандал, связанный с отказом выполнять туристическую перевозку авиакомпанией «Оренбургские авиалинии» по причине задолженности туроператора. На этот раз без отдыха на тихоокеанских островах Гуам и Сайпан с вылетами во второй половине августа из ряда дальневосточных городов остались туристы ТО «Авиачартер-ДВ». Правда, находящихся на островах отдыхающих вывезли. Туроператор утверждает, что долг в 24 млн руб. образовался из-за деятельности «Идеал-тура», через которого приобреталась перевозка. Потом был заключен прямой договор с «Оренбуржцами», долг постепенно выплачивался, но это не помешало авиакомпании сорвать программу. Скандал вызвал вопросы к «Оренбургским». Например, претензии в размере 1,6 млрд руб., которые перевозчик предъявил к «Идеал-туру», он так и не смог подтвердить документально. В итоге «Аэрофлот» инициировал проверку своей «дочки» правоохранительными органами на предмет мошеннических действий.
С тремя новостями по теме ознакомились 20 949 раз.
Как «Ветер странствий» сдуло
«Директор пропал, компания закрылась» – под таким заголовком вышла заметка о прекращении деятельности еще одного туроператора, «Ветер странствий». Сообщили об этом 13 августа работники самой компании, рассказав, что их директор Любовь Агафонова исчезла. Ее отсутствие сделало продолжение работы невозможным. По предварительным сведениям, за границей на тот момент находились порядка 100 клиентов, еще пара сотен оплатили последующие туры. Стали поступать сигналы о неоплаченном проживании от отелей в Португалии.
Несмотря на явный криминал, фингарант «Либерти-страхование» заявил: выплаты состоятся.
Три новости на сайте подверглись 15 673 просмотрам.
«Атлас» спутал все карты
Петербургский туроператор «Атлас» (впрочем, в последнее время больше известный как УК сети турагентств) закрылся по канонам жанра –вечером в пятницу, 22 августа. Пилюля была сдобрена сообщением, что долгов перед клиентами, находящимися на тот момент за границей, нет. Однако уже 25-го стали поступать сообщения о неоплаченных заселениях в отели Латвии и Италии. Правда, в данном случае администрации никаких ультиматумов не выдвигали и выгнать туристов не угрожали.
В «Атласе» объяснили дефолт уходом с рынка «Невы», у которой они брали блоки мест на Грецию: дескать, билеты пришлось оплачивать повторно, бизнес не выдержал.
Две новости были просмотрены 11 983 раза.
Туристов шантажировали
…А вот в отличие от клиентов «Атласа», с туристами «Лабиринта» зарубежные отельеры в ряде случаев особо не церемонились: греческая принимающая компания Le Grand (основной партнер оператора) отказалась от своего первоначального заявления, что все уже размещенные в гарантированных номерах туристы будут находиться в них бесплатно, вдруг изменила свое решение: предоставила такую услугу только тем, кто заселился до краха «Лабиринта», то есть до 1 августа. Остальным предлагалось оплатить проживание повторно.
Компания Mitsis, сообщившая, что будет селить туристов «Лабиринта» в соответствии с имеющимися у них ваучерами без повторной оплаты, в каких-то случаях отказывалась это делать.
В данной ситуации Ростуризм снова пригрозил компаниям, нарушающим права российских туристов, включением в черные списки. Заметных последствий эти заявления не имели.
С двумя новостями на «ТурДоме» ознакомились 11 775 раз.
Таиланд идет навстречу
На фоне сплошного негатива, обрушившегося на отрасль, приходят и позитивные новости: с сентября Таиланд сделал послабления для туристов: те, кто не имеет туристической визы, смогут продлить свое 30-дневное безвизовое пребывание на территории Королевства еще на 30 дней, не покидая страну. То есть срок безвизового пребывания для иностранных граждан, включая россиян, увеличивается до 60 дней.
Помощь беженцам из выездного туризма
20 августа зампредправительства Ольга Голодец на совещании по вопросам туротрасли предположила, что спад на выездном рынке повлечет «переквалификацию» многих туроператоров на рынок внутренний. Чиновник попросила экспертов подготовить предложения, как облегчить процесс для таких компаний, а также помочь тем, кто давно оперирует в сегменте внутреннего туризма.
«Аэрофлот» теряет деньги
Нацперевозчик опубликовал финотчетность по итогам первого полугодия. Все плохо по сравнению с тем же периодом прошлого года: показатель EBITDAR снизился на 16,6%; рентабельность упала с 8,5 до 3,6%; операционный убыток – 1384 млн руб. (год назад была зафиксирована прибыль в 5181 млн). Низкие финансовые результаты компания объясняет замедлением роста российской экономики в целом.