Путинский след
Итак, в октябре на сайте «Библио Глобуса» появился раздел «Россия», что не могло не привлечь внимания наблюдателей. Источник в компании подтвердил, что они действительно летом выходят в новый для себя сегмент рынка, причем не формально, для ассортимента, а всерьез и сразу большими объемами. Месяц спустя о схожем намерении заявили в Coral Travel, буквально: «Мы планируем выйти на рынок внутреннего туризма. Не исключено, что это произойдет уже следующим летом. Нас интересуют направления, где возможны большие потоки туристов. Понятно, что прежде всего это относится к курортам Краснодарского края». Чем вызваны такие маневры? Неужели они делаются в свете решений партии и правительства, развернувших вектор развития туризма в сторону внутреннего? Напомним, ровно четыре года назад, 18 ноября 2009 года, Владимир Путин, будучи премьер-министром, призвал в полной мере реализовать потенциал России как туристической страны. Не будем исключать политическую подоплеку решения, как и заинтересованность лояльных к туроператорам авиакомпаний в расширении своего присутствия на направлениях государственной важности. Напомним, у «Библио» сложились давние эксклюзивные отношения с «Трансаэро», Coral недавно обзавелся, по сути, собственным перевозчиком Royal Flight, кроме того, зафрахтовал борт в а/к «Татарстан» и активно эксплуатирует самолеты «Уральских авиалиний» и «Колавиа». Но остановимся на рассмотрении версии экономической целесообразности похода крупных туроператоров на Россию.
Бомба или шутиха?
Возможно, такая экспансия – это отчасти вынужденная мера, так как потенциал выездных направлений небезграничен. А внутренний туррынок России необъятен, как сама страна. 33 млн туристов ежегодно! Для сравнения, выезд из России оценивается в 15 млн человек. При этом рынок внутренних поездок еще и мало структурирован. Из 33 млн по линии туроператоров отдыхает едва ли десятая часть, а отправляют их в основном небольшие компании. «Мультиигроки» («Интурист», «Солвекс», «Роза Ветров» и др.) рассматривают Россию лишь как «опцию». Выходит, есть где развернуться. Но, чтобы поставить продажи на поток, нужен продукт.
Одно из традиционных препятствий – слишком уж разношерстная отельная база, плохо подходящая под формат работы поточных туроператоров, привыкших находиться в онлайне с популярными объектами размещения. Кроме того, успешность туроператорского бизнеса зачастую связана с наличием эксклюзивных отношений с гостиницами. Некоторые эксперты указывают, что во внутреннем туризме практически нет эксклюзивов, не считая собственных объектов. Более того, места в пансионатах, санаториях и отелях туроператоры нередко получают по остаточному принципу. Раньше погоду на рынке делали заказы со стороны различных ведомств и соцстрах, теперь против туроператоров играет всеобщая интернетизация. Черноморские здравницы «окучивает» Booking.com и его конкуренты. Именно в системы бронирования сливаются свободные места, а у туроператоров остается все меньше возможности получить выгодные условия в отелях и, как следствие, предложить туристам выгодные цены. Однако ситуация меняется. Для размещения гостей, участников и обслуживающего персонала сочинской Олимпиады построено много отелей, а их после февраля 2014 года надо будет как-то заполнять. И это еще один весомый фактор, который можно использовать. Примечательно, что сочинцы очень обрадовались появлению первых ласточек из когорты крупных «федеральных» туроператоров. «Для нашего рынка событие сулит серьезные перемены: возможно, они сумеют продлить сезон или наконец-то сделать его круглогодичным», – поделилась ожиданиями директор сочинского ТО «Аэлита» Александра Сердюченко. Но вот вопрос: где взять столько клиентов, чтобы заполнять все это (пардон за каламбур) и зимой и летом? «Внутренний туризм получит импульс только в том случае, если будет увеличиваться общее количество туристов, а не произойдет перераспределение существующего потока», – справедливо замечает президент компании «Мультитур» Алексей Высоканов. Но надо иметь в виду, что и у «Библио», и у Coral мощная агентская база и возможность стимулировать в рознице внутрироссийские продажи. Естественно, за счет заметного снижения стоимости турпакета.
Где взять перевозку
Вопрос снижения цен на отдых в России всегда упирается в невозможность организовать дешевую перевозку и включить ее в пакет. Прежние попытки операторов организовать чартеры на российские курорты успехом не увенчались. Авиакомпании соглашались лишь на блоки в несезон. Летом такая схема для них неинтересна – самолеты заполняются под завязку, причем даже не по божеским ценам.
Но в этот раз ситуация может измениться. «Библио-Глобус», как уже говорилось, – один из ключевых игроков, загружающий многочисленные рейсы «Трансаэро». Неужели она откажет такому партнеру в преференциях на курорты? Coral вообще сможет «рулить» самолетами. Но это в теории, которая, как известно, суха. Эксперты отмечают, что и до этого, и сейчас туроператорам по внутреннему туризму в принципе ничто не мешает организовать чартерную перевозку. Главное – гарантировать авиакомпании постоянный доход. А это на внутреннем рынке сделать непросто в силу его «размытости», политики объектов размещения. То есть замкнутый круг: организованная «туристическая» авиаперевозка по России зависит от гарантированной заполняемости бортов, она, в свою очередь, – от цены турпакета, цена – от условий, предложенных объектами размещения, а главное – перевозчиками. Не следует сбрасывать со счетов и административные барьеры – допуски Росавиации на дополнительные рейсы, небольшие возможности аэропортов черноморского побережья и др.
Итак, резюмируя: оба игрока рискуют. Если им не удастся сформировать турпакет, который привлечет туристов ценой (ориентир здесь – сопоставимые с популярными заграничными курортами прайсы), то объемы будут символическими. Правда, возвращаясь в начало, нельзя не учитывать политическую составляющую – государственные интересы развития внутреннего туризма.
Прямая речь
Сергей Зенкин, президент «Розы Ветров»:
– Выход «Библио Глобуса» на новые направления, как правило, сопровождается ценовыми войнами и даже временным обрушением рынка. Для существующих игроков, в особенности для тех, у кого нет какого-то нишевого продукта, это может оказаться сильным ударом, и сезон будет тяжелым.
Алексей Высоканов, президент «Мультитур»:
– Крупные туроператоры неоднократно пытались выходить на рынок внутреннего туризма – «Капитал Тур», «Ланта-тур вояж», «Спектрум»… Некоторые до сих пор им занимаются, например «Нева», «Интурист». Но каких-то значимых успехов так никто и не добился.
Илья Уманский, гендиректор «Алеана»:
– Выход топовых компаний подхлестнет развитие внутреннего рынка, так как они явно смогут привнести новые технологии работы, новые идеи и откроют дополнительные возможности для всех, например, связанные с появлением внутренней чартерной перевозки.
Ирина Петрова, гендиректор «Солвекс-Трэвэл»:
– Во всех странах, которые принимали у себя Олимпиаду, место ее проведения на протяжении как минимум двух последующих лет привлекало массу туристов. Кроме того, туроператоры всегда ищут сегменты, позволяющие заработать, это совершенно нормально для бизнеса. И поэтому неудивительно, что такой крупный игрок заинтересован в направлении, испытывающем подъем.