По следам турецкой трагедии
Requiem aeternam dona eis, Domine,
Et lux perpetua luceat eis.
Te decet hymnus, Deus, in Sion,
Et tibi reddetur votum in Jerusalem
Requiem
В конце мая из Турции поступила страшная новость: в Бодруме на борту прогулочной яхты отравились суррогатным алкоголем участники рекламного тура. Всего с жалобами на здоровье обратились 19 человек. Три девушки скончались в клиниках в первые же дни после происшествия, за жизнь еще одного пострадавшего – молодого человека врачи боролись две недели, но спасти его тоже не удалось.
По горячим следам полиция арестовала владельца экскурсионной компании Denizcilik Marina Tourism and Ticaret, у которой была арендована яхта, а также четырех членов экипажа. 3 июня на встрече с журналистами советник по культуре и туризму Посольства Турции в России Джелаль Кылыч сообщил о начале следствия, и выразил уверенность, что виновных накажут. Вот что он рассказал корреспонденту «ГЛ» 15 ноября, когда этот материал готовился в печать: расследование продолжается, все пятеро задержанных по-прежнему под стражей, обвинение им пока не предъявлено. Кстати, по словам г-на Кылыча, в начале ноября турецкий суд вынес приговор по сходному случаю, произошедшему два года назад. Тогда из-за отравления в одной из гостиниц погибли немецкие туристы. Виновные получили по шестьдесят лет тюрьмы.
Посольство Турции помогает пострадавшим и членам семей погибших, желающим получить компенсацию от турецких властей, подавать иски в местные суды и нанимать адвокатов, добавил г-н Кылыч. Пока обратились два человека, судебные разбирательства еще предстоят.
Участники рекламного тура, выезжавшие по путевкам организатора – Mostravel, имели полисы медстрахования СК «Ингосстрах». Как рассказала Лариса Антонова, начальник отдела продаж управления страхования путешествующих этой компании, Ингосстрах оплатил лечение в Турции шести пострадавших. А тела двух погибших репатриированы в Россию за счет страховщика. «К сожалению, у туристов не было страховок от несчастного случая. Поэтому люди не могут рассчитывать на какие-либо дополнительные компенсации», – пояснила Лариса Антонова. По ее мнению, турецкая история лишний раз показывает, насколько назрело введение обязательного страхования от несчастных случаев в турпоездках. Однако законодательно этот вопрос пока не поднимается. На межправительственном уровне ведутся, правда, переговоры о том, чтобы сделать медицинское страхование выезжающих в Турцию обязательным. А также зафиксировать минимальную сумму покрытия на уровне 30 тыс. долларов. В Ростуризме надеются, что договориться с Турцией удастся до начала летнего сезона.
«Инногарант»: шансов нет
Ты слишком много на себя взяла…
Теперь оправдываться поздно,
Посмотри на звезды,
Посмотри на это небо
Взглядом, б…, тверезым…
Александр Розенбаум
Из песни «Гоп-стоп»
Вплоть до лета-2011 надежды туристов, пострадавших годом ранее от оскандалившегося туроператора «Капитал Тур», были связаны со страховщиком его гражданской ответственности – СК «ИнноГарант». Хотя на рынке давно ходили разговоры о плачевном финансовом состоянии этой страховой компании, ее тогдашний пресс-секретарь Александр Кремер неоднократно заверял, что, мол, о невыплатах не может быть и речи. Страховщик добросовестно принимал документы, подтверждающие страховой случай, хотя подчас и вольно расширял их перечень сверх установленного законом. К концу мая «ИнноГарант» зарегистрировал 2569 заявлений на общую сумму 267,4 млн рублей (напомним, страховка «Капитала» составляла 100 млн рублей) и даже «принял положительные решения по 1307 требованиям от 3206 туристов» – так утверждается на его сайте.
А 24 мая у «ИнноГаранта» отозвали лицензию – за нарушение страхового законодательства. Компания фактически свернула деятельность. Ручеек поступлений иссяк, стало окончательно ясно – добровольных выплат не будет. Туристы активнее потянулись в суды. По состоянию на 21 ноября в московском арбитраже было зарегистрировано 1131 (!) дело против «ИнноГаранта». Отсеять из столь внушительного списка процессы, инициированные клиентами «Капитала», проанализировать, сколько из них выиграно и на какие суммы, практически невозможно. Александр Кремер в сентябрьском интервью «Коммерсанту» признал, что по исполнительным листам, полученным туристами, были списания со счетов «ИнноГаранта», впрочем, в каких объемах, не уточнил. 21 ноября получить хоть какие-то цифры непосредственно от страховщика попытался корреспондент «БАНКО». Однако давать комментарии, как выяснилось, некому. «В компании осталось всего несколько сотрудников. Специалист, занимающийся претензиями туристов, общаться со СМИ не уполномочен, а гендиректор отсутствует, когда появится – неизвестно», – пояснил секретарь…
29 ноября будет рассматриваться иск к страховщику от Федеральной службы по финансовым рынкам и Федеральной службы страхового надзора. Суд может назначить в «ИнноГарант» конкурсное производство, начать процедуру банкротства. И тогда шансы тех, кто рассчитывает на выплаты по фингарантиям «Капитала», станут и вовсе призрачными, комментируют юристы. Пострадавшие туристы попадут в кредиторы третьей очереди – наряду с юридическими лицами, которым должен страховщик. Кроме того, процесс растянется еще как минимум на год.
Прецедент с «ИнноГарантом» заставил страховое сообщество начать обсуждение, как избежать ситуаций, когда фингарант туроператора сам оказывается неплатежеспособным. На ноябрьском заседании комитета при ВСС по вопросам страхования в сфере туризма предложили, например, создать пул страховщиков и специальный фонд. Рассматривается и вариант перестрахования. А еще – консолидировать борьбу с демпингом на рынке страхования гражданской ответственности ТО.
Цена болгарского демарша
Но ты,
Ты, ты кинула, ты,
Ты, ты кинула, ты,
Ты, ты кинула, ты,
Ты, ты, ты…
Ляпис Трубецкой
Из песни «Ты кинула»
В первый месяц осени разразился громкий скандал на болгарском направлении. Один из назначенных перевозчиков, Bulgaria Air, неожиданно отказался выполнять рейсы, сославшись на огромные долги перед ним основного консолидатора – принимающей компании «Алма Тур». В Варне и Бургасе застряли сотни туристов из Москвы и Санкт-Петербурга. Коллапс, начавшийся 9 сентября, длился больше недели. Особенно не повезло путешественникам из северной столицы, которые покупали путевки у «Алма Тур СПб» – российского подразделения оскандалившегося болгарского туроператора. Многим пришлось возвращаться за свой счет бортами других авиакомпаний, последних питерских туристов вывезли из Болгарии только 17 сентября спецрейсом «ГТК «Россия».
Московские партнеры «Алмы», ICS Travel Group и «Дельта Интерконтиненталь Групп», повторно оплатили рейсы Bulgaria Air – напрямую авиакомпании. Однако на переговоры с перевозчиком потребовалось время, и многие их клиенты тоже по несколько дней вынужденно оставались за границей. Кроме того, туроператорам пришлось урегулировать претензии тех, кто отказался от уже оплаченных туров. Впрочем, по отзывам наблюдателей, обе московские компании вышли из ситуации достойно - путешественникам компенсировались фактически понесенные ими расходы. А клиенты ТО «Алма Тур СПб» обращаются за возмещением к его фингаранту – «Ренессанс Страхование». Как пояснила гендиректор «Ренессанса» Елена Скуратова, по состоянию на 14 ноября принято заявлений на сумму около 1 млн рублей, произведена одна выплата на 15 тыс. руб., остальные претензии пока рассматриваются.
Болгарская «Алма Тур» фактически свернула деятельность и, скорее всего, будет объявлена банкротом, говорят наблюдатели, знакомые с ситуацией. Таковы факты, а теперь о том, что осталось за кадром. Bulgaria Air повела себя беспрецедентно жестко. «Трудно представить, чтобы «Аэрофлот», например, снял рейсы, да еще и регулярные, на том лишь основании, что кто-то из его блочников не расплатился по своим обязательствам», – говорит Сергей Бураков, руководитель отдела авиаперевозок турфирмы «Нева». «Не побояться шантажировать российских туроператоров и сделать заложниками сотни туристов болгар спровоцировала политика Росавиации, – полагает эксперт, пожелавший остаться неназванным. – Вспомним, как прошлым летом чартерные авиакомпании буквально до последнего не допускали на направление. Серьезную ставку российские ТО могут делать только на назначенных перевозчиков, Bulgaria Air осознала, что у нее развязаны руки, чем и воспользовалась». Причем, похоже, без особых репутационных потерь. Во всяком случае, Дмитрий Шевченко, гендиректор ICS Travel Group утверждает, что его фирма продолжит сотрудничество с авиакомпанией, правда, весь дальнейший контрактинг будет осуществляться только напрямую.
«Фостур», «Трансаэро», туристы
День за днем всё ждать и не дождаться
День за днем, что жизнь рассудит нас с тобой…
Жанна Агузарова
Из песни «День за днем»
Едва ли ни весь 2011 год лихорадило туроператора «Фостур ПТС». Начиная с первых чисел февраля стали поступать тревожные сигналы – принимающие компании и отельеры во Вьетнаме, на Мальдивах, в Индонезии, Бразилии не получали от «Фостур» оплату за забронированные комнаты. Так, со слов Владимира Яковлева, руководителя вьетнамской инкаминговой фирмы «Фокус Трэвел», его фирма недополучила более 100 тыс. долларов. В ряде гостиниц от туристов, выехавших по путевкам «Фостур», требовали повторно оплатить проживание. А 1 марта сотрудничество с туроператором прекратила «Трансаэро». Причина – неоплата за блоки мест более чем на 3 млн. долларов. Авиакомпания подала на турфирму в арбитраж. А еще пригрозила уголовным преследованием ее руководителям - часть платежек якобы оказались фиктивными.
«Фостуру» пришлось срочно пересаживать клиентов на борта других перевозчиков. Но без сбоев не обошлось – отправиться в уже оплаченные поездки смогли не все. Клиенты потянулись в офис туроператора с требованиями вернуть деньги. Некоторым это удалось хотя бы частично, иные искали правды в суде. Множились судебные иски и от партнеров. В июле «Фостур ПТС» исключили из федерального реестра ТО, впрочем, уже месяцем позже он появился в нем под новым именем – «Фостур Рус». Финансовое обеспечение – 100 млн. руб. Компания располагается по прежнему фактическому адресу. 2 сентября арбитражный суд Москвы удовлетворил иск «Трансаэро» о взыскании с «Фостур» 98,6 млн. руб. Туроператор обжаловал решение, но безрезультатно. Кроме того, с начала года и по 22 ноября в арбитраже завершилось еще 10 дел, ответчиком по которым выступал «Фостур ПТС». Выписано исполнительных листов на 9,8 млн. руб. Однако шансов получить деньги, по всей видимости, немного. Компания «Музенидис Трэвел», например, еще летом отсудила у туроператора 7 млн. руб., но, по словам гендиректора Александра Цандекиди, средств на счетах «Фостур» попросту не оказалось.
У туристов шансов на компенсации больше. Как рассказал 18 ноября корреспонденту «ГЛ» Владимир Вепренцев, гендиректор юрфирмы «Система Сервис» все четверо его клиентов, пострадавшие от «Фостур», получат причитающиеся им в совокупности около 1 млн. руб. Правда, не от туроператора, а от его страховщика – «Ренессанс Страхование», которому также адресовались судебные иски. СК, по словам г-на Вепренцева, платить не отказывается. Получить неустойку за моральный вред от самого «Фостура» юрист не надеется.
Известно также, что несколько судебных дел путешественников против туроператора еще летом закончились мировым соглашением – компания пообещала рассчитаться. Однако выяснить, сделано ли это, а также остались ли у фирмы долги перед другими пострадавшими туристами «ГЛ» так и не удалось – на письменный запрос, отправленный в «Фостур» 18 ноября ответа не поступило.
Подробности одного поглощения
Хмуриться не надо, Лада!
Хмуриться не надо, Лада!
Для меня твой смех – награда, Лада…
Эдуард Хиль
Из песни «Лада»
В первых числах апреля компания TUI Russia & CIS объявила, что стала стопроцентным владельцем акций туроператора «ВКО». Она выкупила 25-процентную долю, остававшуюся у основателей фирмы. Аналогичные сделки двумя неделями раньше проведены и в отношении активов российского туроператора Mostravel и украинского «Вояж-Киев» – доля TUI в них также увеличена до 100%. Напомним историю вхождения TUI на рынок СНГ. В 2004 году концерн приобрел 34% акций Mostravel. В апреле 2009-го – еще 41% в Mostravel и 75% «ВКО». В августе того же года куплено 75% в украинском «Вояж-Киев». Наконец, апрель 2011-го – обретение полного контроля над всеми тремя фирмами. В сентябре глава TUI Russia & CIS Крис Моттерсхед сообщил, что обе российские компании будут работать под единым брендом TUI, впрочем Mostravel сохранит свою торговую марку, во всяком случае, в ближайший год. Кстати, с ноября «ВКО» и Mostravel располагаются в едином офисе, который ранее занимал «ВКО». Что касается украинского участника, Владимир Щупак, гендиректор TUI Ukraine, рассказал 18 ноября корреспонденту «ГЛ»: бренд «Вояж-Киев» не используется уже с лета-2011, а розничная сеть «Галопом по Европам», которая также была объектам покупки, примет имя TUI в 2012 году.
Знаковое кадровое событие в TUI Russia & CIS произошло в конце октября – основатели «ВКО» Эллада и Кирилл Песковы покинули холдинг. 17 ноября Эллада Пескова в беседе с корреспондентом «ГЛ» прояснила подробности. Так, по ее словам, у всех трех будущих участников TUI Russia & CIS контракты с концерном заключались на условиях Put Call Option. То есть изначально предполагалась продажа стопроцентного пакета, но оговаривалось, что за бывшими собственниками временно остается 25% акций. Сроки окончательного выкупа всей компании зависели от того, как быстро российским совладельцам удастся интегрировать свои фирмы в международный холдинг, помочь ему адаптироваться на нашем рынке. «В апреле 2011-го такой момент и наступил», – пояснила г-жа Пескова. Кстати, поглощение через определенное время брендов российских участников также изначально было, по ее словам, одним из условий сделок. Кроме того, Эллада Пескова опровергла кулуарные разговоры о том, что ее и Кирилла Пескова якобы «ушли» из TUI: «Нам создали необходимые условия, чтобы мы продолжили работу в качестве топ-менеджеров. Были и предложения о руководящей работе в госструктурах. Но нам интереснее развивать собственный бизнес, чем мы сейчас и занимаемся в Испании». Как рассказала г-жа Пескова, это проект в области недвижимости. Предприниматели еще несколько лет назад организовали совместное предприятие с испанскими партнерами, и теперь занимаются инвестициями в отели, а также в компании, управляющие гостиницами.
Относительно дальнейшей карьеры основателей и бывших совладельцев Mostravel известно, что двое из них – Окай Йылдырым и Рабсон Мамедов – остаются работать в TUI. Об этом 23 ноября сообщила корреспонденту «ГЛ» Дарья Каплунова, директор по маркетингу TUI Russia & CIS.