Туристы решились расстаться с деньгами
В конце мая курс евро по отношению к рублю заметно снизился, и в это же время туроператоры, специализирующиеся на Европе, отметили возросший спрос на туры. Строго говоря, это никакой не рост, а всего лишь начало возврата к показателям прошлого года. Но приятная тенденция вселила оптимизм в участников рынка.
Заместитель генерального директора «Джет Тревел» Максим Приставко рассказал, что объемы реализации в его компании в начале лета даже превысили показатели прошлого года. «После некоторого снижения курса евро к рублю начался рост продаж, который дает нам основание смотреть в будущее с оптимизмом. Мы сознательно сократили свои риски при планировании сезона, чтобы не допустить убытков, и надеемся, что сезон пройдет успешно», – поделился он ожиданиями. По его словам, туристы стали в большей степени ориентироваться на бюджетные туры. Что, в общем-то, и не удивительно, так как год назад евро стоил не 47 рублей, а всего 41.
Однако не все игроки полагают, что укрепление рубля оказало значительное влияние на спрос. Например, в компании «Квинта-тур» видят иную причину изменения ситуации. «Туристы наконец-то решились на траты, связанные с отдыхом», – считает начальник европейского отдела туроператора Елена Миролюбова. По ее словам, если продажи будут держаться на том же уровне, что и в конце мая, то сезон будет отработан хорошо. Однако любые новые политические и финансовые потрясения могут привести к потерям, так как туристы вновь будут медлить с тратами. Генеральный директор «Чайка-тур» Александр Турченко также подтверждает, что политические события влияют на продажи. «Ситуация меняется буквально ежедневно – как только люди слышат хорошие новости, продажи растут. И наоборот», – сообщил он. При этом эксперт отметил, что опасения, связанные с санкциями, сейчас невелики и люди лишь изредка интересуются, нет ли каких сложностей и подводных камней при получении визы.
В «Данко Тревел Компани» говорят, что укрепившийся рубль на уровень продаж в их компании заметного влияния не оказывает. «Дело в том, что большинство операторов по Европе выставляют цены на продукт с привязкой к евро и постоянно корректируют стоимость в рублях исходя из курса. Мы же отказались от этого и оперируем только рублевыми ценами. Да, конечно, расчеты с партнерами мы ведем и в евро, и в долларах, но итоговая стоимость продукта для туристов дается только в рублях с учетом наших возможных рисков. Таким образом, мы избавляем себя от неопределенности в связи с колебаниями курса и можем спокойно работать в соответствии с планом», – рассказала генеральный директор компании Оксана Люлинцева. По ее словам, последний раз серьезная корректировка стоимости туров была после скачка евро в феврале, после этого все колебания курса ТО игнорирует.
В конечном счете можно заключить, что туроператоры дают сдержанно позитивный прогноз на продажи европейских туров. Алексей Никонов, гендиректор компании ClickVoyage, в частности, считает, что самое худшее позади: «Те туристы, которые поначалу испугались резкого роста евро, теперь смирились с удорожанием туров и все-таки решились тратить деньги на отдых, поняв, что ситуация особо не изменится», – заключает эксперт. А директор директората Европы «Трансаэро Тур» Валерия Храмова заметила, что, помимо стабильности курса валют и политической обстановки, повлиять на успешный итог сезона могут и сами туроператоры – за счет наличия у них постоянных привлекательных акций для турагентств и туристов.