Цены на туры в Европу в последнее время пошатывает вне зависимости от того, Греция это, Болгария или Португалия. На всех направлениях увеличен объем перевозки – до такой степени, что ситуация кое-где стала нестабильной, даже несмотря на рост спроса.
Давление на Болгарию
Летний сезон в Болгарии открылся с большим профицитом перевозки по сравнению с предыдущим годом. Укрепляют свои позиции на курортах давние игроки направления ICS Group и «Солвекс», растет «Трансаэро Тур», широко развернулся прошлогодний дебютант – «Библио Глобус», увеличивший объемы на 50%.
После того как Болгария упростила выдачу мультивиз для россиян, турпоток увеличился, и, как прогнозировали эксперты еще зимой, летом страна может получить на 20–30% больше туристов. «Раннее бронирование показало положительную динамику по Болгарии на весь сезон», – отметила директор по маркетингу «Солвекс-Трэвэл» Наталия Ротмистрова. Но вот будет ли положительным финансовый результат по Болгарии – большой вопрос. Рост спроса стимулируется большим количеством спецпредложений. Инициатором традиционно называют «Библио Глобус»: в июне был зафиксирован, можно сказать, рекорд – от Ђ70 за четырехдневный тур в Варну. Чем на этот выпад ответят остальные игроки? Любопытно, что еще один относительно новый для Болгарии оператор – TEZ Тour, от которого также ждали агрессивных действий, – в гонке СПО участвовать не собирается. «В отличие от некоторых игроков у нас не стоит цели наращивания объемов любой ценой. Мы хотим зарабатывать. Поэтому продавать пакетные туры по цене, которая даже ниже стоимости авиабилетов, – это не наш метод. Если какое-то ТО в массовом порядке продает туры себе в убыток, то возникают резонные вопросы: из каких денег такой туроператор будет платить зарплату своим сотрудникам, как будет расплачиваться с болгарскими партнерами?» – высказал свое мнение медиадиректор компании Роман Рыбаков.
Черногория потрескивает
Похожая ситуация сложилась и на черногорском направлении, куда «Библио Глобус» пришел только в этом году. Но тут отношение к туроператору двойственное – с одной стороны, цены действительно пришлось снизить на 5–10%, с другой – многие отмечают, что в Черногории «Библио Глобус» действует мягче, чем в соседних странах. Зато работа PAC Group, второго черногорского дебютанта, совсем не вызывает нареканий у конкурентов. Вообще по Черногории настроения оптимистичные: рост турпотока, который обеспечила стране ставшая визовой Хорватия, оправдал ожидания – туры бронируют у всех, бронируют активно и заранее, сейчас операторы уже закрывают сентябрьские даты. Благодаря этому не произошло и коллапса в воздухе, где прибавилось перевозки от новых участников рынка. Как ранее отмечал председатель совета директоров компании «ПАКС» Сергей Приголовкин, ощутимая часть потока на Черногорию – около 50% – формируется из самостоятельных туристов, многие из которых обладают недвижимостью в Черногории. Именно эти люди и формируют устойчивый спрос как на регулярные, так и на чартерные рейсы.
Но не все так гладко. Самая большая проблема Черногории – вполне «земного» характера: объем отельной базы на курортах ограничен, поэтому масштабный рост грозит операторам борьбой за номерной фонд. «На рынке Черногории земли практически нет, все места давно распределены. Новые игроки будут остро ощущать дефицит», – считает Ольга Войкина, директор по туризму компании «Эрцог». Но есть у этой проблемы и положительная сторона, считает Ивор Вукелик, директор по маркетингу и продажам TUI Russia & CIS: «Скорее всего, именно недостаток отелей и сдерживает направление от падения цен. У Черногории сейчас достаточно сильные позиции, она не так пострадала от демпинга, как Хорватия». Г-н Вукелик также подчеркнул, что TUI не планирует участвовать в ценовых войнах.
«Голубые крылья» подводят
Внимание операторов еще с зимнего сезона сосредоточено на французской перевозке, которая резко выросла с приходом на рынок «Трансаэро» и Aigle Azur. Причем полетные программы еще корректируются. Так, совершенно неожиданно для многих операторов Aigle Azur в конце мая сняла рейс Москва – Ницца. «Мы очень хотели делать Ниццу и были искренне удивлены, когда его отменили. Борт хорошо заполнялся, хотя билеты были недешевыми», – недоумевает Максим Приставко, заместитель генерального директора «Джет Тревел». При этом у той же Aigle Azur во второй половине мая сильно горел Париж, цены падали ниже Ђ300 за недельный пакет с перелетом, и перевозчик часто пользовался возможностями код-шеринга, объединяя рейсы с «Трансаэро». «Мы не покупа-
ем места на бортах Aigle Azur, она ведет себя нестабильно, например аннулирует рейсы прямо перед вылетом без предоставления какой-либо альтернативы. Раз столкнувшись с этим, мы перестали с ними работать», – сделала вывод Оксана Люлинцева, генеральный директор «Данко».
Нестабильное состояние перевозки не отменяет того факта, что за счет притока воздуха рынок продолжает резко расширяться: наращивают объемы «Натали Турс», «Трансаэро Тур», «Библио Глобус». На базе рейсов Aigle Azur расширил свои программы PAC Group, открывший офис в Париже. У них взгляд на сезон оптимистичный. «Судя по тому уровню спроса, который мы получили этой весной, рынок еще имеет достаточную емкость», – так оценил ситуацию Илья Иткин, генеральный директор PAC Group. Другие эксперты отмечают, что крупные игроки соревнуются в ценовом поле, не прикладывая усилий к расширению ассортимента. «Они идут по протоптанной дороге», – считает Оксана Люлинцева.
Спрос подморозило
На итальянский турпоток в этом году немного повлияла погода – начало лета в Италии выдалось на редкость холодным, ни о каком пляжном отдыхе в конце мая не шло и речи. Однако погодный катаклизм не скажется критично на сезоне в целом, Италия, по словам туроператоров, продается хорошо и с большой глубиной. «Аномальные холода снизили спрос, пришлось делать больше спецпредложений, но в целом все обошлось благополучно – мы думали, что спад будет катастрофическим», – поделился Евгений Судьбин, генеральный директор «Асент Трэвел».
Накануне сезона на направлении происходили перестановки в воздухе: на смену обанкротившейся WindJet пришли авакомпании Neos S.p.A. (из Бергамо и Вероны в Москву) и New Livingston S.p.A. (из Римини и Катании в Москву и Санкт-Петербург и из Вероны в Санкт-Петербург). Однако ни банкротство WindJet, ни появление новых компаний и перераспредление рейсов не стали принципиальными для туроператоров. Так, «Джет Тревел», который до сих пор не получил свои деньги от банкрота, с преемниками работать не стал. «Они встали на другие направления и в целом сократили программы, так что мы решили взять блоки на бортах Blue Panorama», – отмечает Максим Приставко. Что касается общей ситуации с перевозкой в Италии, то она относительно стабильная – небольшой переизбыток на Римини, не все уверены в целесообразности нового чартера PAC Group на Пизу. Сам оператор доволен тем, как грузятся рейсы. «Это направление нашло своего покупателя, и спрос достаточно сбалансирован – пользуются вниманием и экскурсионные, и пляжные программы», – парировал Илья Иткин.
Интересно, что дефицит отельной базы, который ощущается в странах Европы, не затронул Италию. «В других регионах кризис, – объяснила Оксана Люлинцева, – европейцы стали меньше путешествовать, чувствуется даже избыток номеров».
Трансформация интересов
Если говорить о приоритетах российских туристов, то на рынке сохраняются тенденции прошлых сезонов – клиент все больше тянется к оригинальному отдыху и небанальным странам. И туроператоры реагируют. «Натали Турс», например, весной открыла продажи туров в Португалию. Однако серьезного перераспределения рынка не последовало, хотя, как говорят в кулуарах, «Натали Турс» все-таки потеснила нишевиков. По мнению начальника европейского отдела «Квинта-тур» Елены Миролюбовой, изменился характер спроса: «Дешевые предложения, которые пришли на рынок, повлияли на уровень туристов. Откровенным демпингом эту политику назвать еще нельзя, но цены снизились явно». В остальном направление стабильно растущее, наблюдается даже некото-
рый дефицит перевозки.
Вырос спрос и на экзотику вроде Исландии, отмечает директор скандинавского отдела «Квинты» Елена Кузнецова: «В июне вообще нет в отелях мест, не подтверждаются многие заявки на июль. Бронирования начались с января, в марте уже заказывали индивидуальные туры». Прибавилось и перевозки – с 1 июня компания Icelandair возобновила программу из Санкт-Петербурга в Рейкьявик по вторникам и субботам.
Трансформация коснулась не только направлений, но и видов туризма. «Повысился спрос на спортивные мероприятия – футбольные матчи и соревнования «Формулы-1», интересуются музыкальными фестивалями, все время делаем индивидуальные тематические программы», – перечислила новые тренды Ирина Голубева, заместитель директора по маркетингу компании ClickVoyage. Изменения в спросе отметил и Андрей Смирнов, старший менеджер «Чайка-Тур»: «В Германии, традиционной для бизнес-туризма, становятся популярны парки аттракционов и катания на гоночных автомобилях, не говоря уже о росте интереса к «Октоберфесту» и другим мероприятиям». Также в «Чайке» отметили, что чаще стали спрашивать экскурсионные туры, а с появлением прямого рейса на Бремен – программы отдыха на Северном море.
Регионы полетели
Больше стало прямых рейсов в Европу из регионов. Так, из Воронежа появились вылеты на Ираклион, Барселону, Подгорицу, Париж, Родос и Корфу, Ульяновск метит в Грецию, активно прирастает регионами Германия. В апреле «ЮТэйр» назначили на маршруты Санкт-Петербург – Берлин, Санкт-Петербург – Мюнхен, Челябинск – Мюнхен и т. д. Правда, отчасти это замена Lufthansa, которая собиралась выполнять некоторые из этих маршрутов, например рейс из Челябинска, но так и не осуществила планы. Стоит обратить внимание на «захват» регионов «Чешскими авиалиниями» – запущено две новые программы из Перми в Прагу, в августе чехи начнут летать из Самары. Czech Airlines в марте открыла рейс из Праги в Ниццу, который сейчас, на фоне отказа от перевозки в Ниццу компании Aigle Azur, может пригодиться российским операторам для туров на юг Франции. «Пока не сказать, что эти туры нарасхват, но мы считаем, что потенциал есть и в июле-августе продажи выровняются», – рассказал директор по развитию компании Travelsystem Вячеслав Демин.
При этом структура спроса в регионах остается классической – по-прежнему самым популярным является пляжный отдых. Так, в PAC Group отмечают популярность рейса из Ростова-на-Дону на Сицилию. «С каждым годом спрос из регионов увеличивается, также подрастают новые периферийные рынки. Этим летом мы подняли более пяти новых полетных программ из разных регионов», – добавляет Оксана Люлинцева из «Данко».