Как выжить в сезоне-2009
Рынок «не пляжных» туров в европейские страны оказался в непростой ситуации. Путешествия по городам, пусть даже и полным достопримечательностей, и раньше не очень-то вдохновляли клиентов в летнее время. Сейчас, в кризис, их приоритеты еще больше сместились в сторону «легкого отдыха». Что остается туроператорам? Они стараются не сдаваться и прорубать новое «окно в Европу».
Давно такого не было
Глубина бронирований сократилась, причем во всех трех сегментах рынка туров в Европу: массовом экскурсионном, индивидуальном и деловом. «Туристы покупают туры за две-три недели до вылета. Год назад приобретали их за два месяца», – констатирует Ирина Лурье, директор по туризму TRAVELSYSTEM. «Давно такого не было, чтобы заказы поступали в последнюю минуту. Казалось, мы приучили клиентов бронировать заранее», – добавляет Виктор Леонтьев, генеральный директор компании «Ван Борк».
А насколько уменьшились объемы реализации? Мнения туроператоров расходятся. «Хуже идут Швейцария, Австрия, Германия и страны Бенилюкса, там спад составляет около 20%, – считает Оксана Львова, коммерческий директор BSI group. – Зато продажи групповых туров в Великобританию и Францию остаются на уровне прошлого года. Франция не теряет популярности, видимо, из-за того, что Париж всегда считался городом, который обязательно надо посетить. В Великобритании же стала более привлекательной цена, поскольку фунт почти сравнялся с евро». По словам Андрея Шмелькова, члена совета директоров ТТ VKO, турпоток снизился примерно на 25% по всем направлениям. Иная точка зрения у Елены Даниловой, руководителя европейского департамента «Инна тур»: «Спад, конечно, есть, но не такой катастрофический, как мы боялись. Максимум 10–15%».
Больше всего противоречий на австрийском рынке. Вот, например, Ирина Марчук, руководитель европейского направления «Мегаполюс турс», высказывает точку зрения, что «падение интереса к Австрии – около 30– 40%». А Борис Бурыкин, председатель совета директоров «Асент Трэвел», уверяет: «Хорошо продаются туры в те страны, где снизились цены, например, в Австрию и Италию». С чем это связано? Та же Ирина Марчук объясняет: «Спад ощутим из-за контраста: год назад, во время «Евро-2008», был бум спроса на страну». Наблюдатели подтверждают, что «почувствовали разницу» именно те туроператоры, которые по итогам прошлого лета суммировали количество болельщиков и остальных туристов. Те, кто разделил эти категории клиентов, напротив, не видят в текущей ситуации ничего критического.
Кто держится, кто падает
Эксперты признают: даже VIP-клиенты, привыкшие бронировать недешевые туры, сейчас рассчитывают на максимальное снижение цен. «У нас был период, когда туристы вообще были готовы переориентироваться на отели экономк-ласса. Потом они все-таки поняли, что им трудно без привычного комфорта, и вернулись в дорогие объекты размещения. Но при этом внимательно следят за ценами. Иногда звонят нам напрямую и требуют скидки», – поделился Виктор Леонтьев.
Туроператоры по Европе придерживаются разной ценовой политики, но в большинстве случаев находят варианты удешевления своих предложений. Основная ставка делается ими на скидки от партнеров-отельеров. Правда, на европейских направлениях это удается не всегда. Менеджеры гостиниц Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Италии, стран Бенилюкса, с одной стороны, выразили явную заинтересованность в российском рынке. По словам очевидцев, во время весенних выставок в Москве они буквально умоляли отечественных туроператоров работать с ними напрямую, без посредничества принимающих компаний. Но когда дело дошло до антикризисных цен, многие ограничились спецпредложениями на пакеты из серии «четыре ночи по цене трех». На самом деле подобное SPO – тоже скидка, причем не такая уж маленькая: от 15 до 30%. Однако она не вписывается в систему продаж туроператоров: на базе таких предложений сложно формировать туры разной продолжительности. «Уж лучше бы отельеры просто снизили тарифы», – говорит Елена Данилова. Некоторые управляющие гостиницами, впрочем, так и сделали. Например, в Чехии. «Гостиницы от 3 до 5* скинули цены вплоть до 40%, – отмечает Ирина Лурье. – Например, Radisson 5*, Leonard 4*, Antik City 4*, Antik 4*». Теперь путевку в Прагу можно купить за €373 на восемь дней с проживанием в «трешке» на базе завтраков и одной экскурсией. Навстречу партнерам пошли и санатории в Карловых Варах – впервые за всю историю взаимоотношений, уверяют наблюдатели. Есть точка зрения, что такая податливость чехов связана с уменьшением доли немецкого рынка, который до недавнего времени был ключевым. Теперь представители чешской туриндустрии надеются компенсировать убытки за счет россиян.
Перевозчики в целом менее уступчивы, чем отельеры. Хотя… «На австрийском направлении мы все же дождались скидок, – говорит Борис Бурыкин. – В Вену сейчас очень много перевозки. Туда летают «Аэрофлот», «Трансаэро», Austrian Airlines и лоукостер NIKI, следовательно, каждый старается уменьшить тарифы, это происходит почти автоматически». Подешевели и билеты в Рим: по словам экспертов, Alitalia снизила цены для блочников почти на 40%. Кроме того, туроператоров почти на всех направлениях поддержал соотечественник «Аэрофлот». Он разрешил постоянным партнерам платить только по факту продажи билетов. Раньше им приходилось брать на себя риски по возможной недозагрузке блоков.
В воздушном полку убыло
Кстати, о перевозке. В этом году, конечно, никто звезд с неба не хватает, но некоторые туроператоры решились на собственные чартеры в «не пляжные» страны Европы. Правда, ряды смельчаков-консолидаторов поредели. В чешский аэропорт Пардубице поднимаются два рейса в неделю, один – «Аэрофлот Норд» по заказу «ТТ VKO», второй – «Татарские Авиалинии», консолидируемый «Авиачартером», на нем сидят, в частности, Ланта-тур вояж, «Амиго-Турс» и «Нева». Год назад таких цепочек было пять. К слову, «Авиачартер» собирался ставить борт со Sky Express, но из-за недостатка спроса выбрал меньшую емкость «Татарских Авиалиний». У DSBW tours continent – чартер с «Аэрофлотом» в норвежские Олесун и Берген (города еженедельно чередуются). Раньше туда летали «Нева», «Джаз», «Лабиринт» и Pac Group, а сейчас они переориентировались на регулярные рейсы.
Перелетами «Аэрофлота», «Трансаэро», CSA, Austrian Airlines, Air France, Lufthansa, Swiss Air, KLM, Alitalia, Iberia и других регулярных перевозчиков, курсирующих между Москвой и европейскими столицами, этим летом довольствуется большинство участников рынка. Однако многие ТО сократили количество кресел, а есть и такие, кто отказался от заключения контрактов с авиакомпаниями и теперь выкупает билеты у коллег. Такая тенденция наиболее заметна на линии Москва – Париж. Среди самостоятельных блочников, по неофициальным данным, остались «Инна тур», КАПИТАЛ ТУР, «Русский Экспресс», BSI group.
Что касается направлений, где превалирует пляжный туризм (Греция, Испания, Италия), объем «воздуха» там тоже сократился, но не столь значительно. Более того, отдельные игроки даже реализуют нестандартные проекты. Так, «Турпарад» продолжает ставить самолет в Пизу (Тоскана, Италия) с «Оренбургскими Авиалиниями», в тот же регион нацелен и «Джет Трэвел», его чартер с «Аэрофлотом» приземляется неподалеку от Пизы, в аэропорту Гросетто.
Прихоти «северных людей»
На пляжных направлениях консолидаторы рейсов рискуют меньше, чем на экскурсионных. Как уже говорилось, турпотоки в значительной степени переориентировались на курортные регионы Италии, Испании, Франции, центральной Греции. Остановившись, скажем, в Римини или Лидо-ди-Езоло, они всегда могут съездить в Венецию, Флоренцию или Рим, из Коста-Дорады и Коста-Бравы рукой подать до Барселоны, по пути на Лазурный Берег несложно задержаться на денек в Париже, а отдыхая в Лутраки, можно осмотреть все главные исторические достопримечательности Греции. Если, конечно, возникнет такое желание. «Экскурсионная Европа в «чистом виде» отошла на второй план, – подтверждает Лариса Смирнова, коммерческий директор «Джет Тревел». – Отдых на море в кризис кажется туристам более привлекательным, это возможность расслабиться, забыть о проблемах». «Мы северные люди, нам не хватает моря и солнца, – вторит ей Тарас Кобищанов, генеральный директор «Русского Экспресса». – И, к сожалению, пляжные направления сейчас оттягивают потоки клиентов с экскурсионных».
Снижение интереса к «интеллектуальному отдыху» выражается еще и в том, что клиенты стараются выбирать туры с минимальным количеством экскурсий, включенных в пакет. «В лучшем случае – с двумя-тремя», – отмечает Оксана Львова. Реже стали бронировать в Москве и дополнительную развлекательно-познавательную программу. А ведь за реализацию таких услуг, заказанных предварительно, туроператоры получали комиссию от зарубежных партнеров.
Креативщики и многостаночники
Обобщая вышесказанное, эксперты делают вывод: «Надо предлагать экскурсионку, охватывающую несколько городов, регионов и стран Европы, совмещенную с отдыхом на море или озерах». Речь идет о турах типа «Вена плюс озера Каринтии» или «Вся Италия и отдых на море». Если уж туристы собрались в путешествие, то хотят увидеть пол- Европы, сразу и максимально дешево, считают эксперты. А еще… «Постоянно разрабатывать новые программы, что турист не успевал пресытиться, – добавляет Лариса Смирнова. – Это поможет мотивировать спрос».
Впрочем, новое в итоге оказывается плохо забытым старым. «Идея создания комбинированных программ не нова, такие маршруты существуют давно, – отмечает Татьяна Коршунова, вице-президент по продвижению продукта Ланта-тур вояж. – Другое дело, что потребитель на подобные предложения в существующих экономических условиях реагирует иначе, выгода их очевидна, и можно утверждать, что в период кризиса популярность комбинированных туров даже возросла».
Некоторые компании сосредоточились на организации новых туров для индивидуалов. «Именно в сегменте FIT есть простор для креатива. Например, можно разработать индивидуальный маршрут с групповыми перелетом и трансфером, получается экономный вариант», – полагает Оксана Львова.
Сложнее всего, по мнению экспертов, живется узкопрофильным игрокам. В кулуарах рассказывают, что несколько российских туристических монокомпаний никак не могут расплатиться со своими зарубежными партнерами, и те даже обратились в АТОР с просьбой помочь. «К сожалению, сейчас не время нишевых туроператоров, им не под силу вынести груз экономических проблем, – подытоживает Тарас Кобищанов. – Идея диверсификации бизнеса в полной мере себя оправдала».
Пряников нет
По экономическим причинам «просел» еще один сегмент рынка европейских туров – MICE. В последние годы он интенсивно развивался, каждый второй туроператор стремился включить в ассортимент поездки «по бизнесу», российские и зарубежные игроки то и дело устраивали презентации, workshops, ланчи и ужины для партнеров, посвященные «светлому будущему» MICE-туризма. Особенно старались представители швейцарского направления, которые, к примеру, прошлым летом агитировали за организацию необычных корпоративов в альпийских лугах с катанием на квадроциклах и доением коров…
«Руководители многих предприятий отправляли своих сотрудников на конференции и международные выставки в качестве поощрения, «пряника», зачастую сразу по несколько человек на одно мероприятие, – считает Тарас Кобищанов, «Русский Экспресс». – Сейчас эта статья расходов попала «под нож» в первую очередь. Если кого-то и командируют, то чаще всего по одному, пример тому – крупнейшая строительная выставка в Каннах – MIPIМ. Раньше стенды российских компаний занимали там чуть ли не отдельный павильон, а в этот раз все было намного скромнее. И мегавечеринки, как год назад, больше никто не устраивал».
Кстати, по статистике «Ростуризма», спад со стороны выезжающих в Европу с деловыми целями опережает сокращение общих турпотоков. Например, Францию за первый квартал 2009 г. посетило на 8% меньше «просто путешественников», количество бизнесменов сократилось на 30%, в Италии это 14 и 39% соответственно.
«Мы, к счастью, не делаем основной акцент на обслуживании деловых клиентов, но тоже заметили, что многие крупные заказы отменяются, – говорит Виктор Леонтьев, «Ван Борк». – К тому же компании сокращают расходы на обслуживание даже своих топ-менеджеров. Раньше им оплачивали перелет, проживание, питание, экскурсии, а сейчас два последних пункта нередко переходят в раздел «за свой счет». Но тот факт, что MICE-сегмент страдает, вполне объясним. Без выездных мероприятий вполне можно обойтись, тем более в кризис».