Что делать агентствам-франчайзи крупных туроператоров
В среде турагентств наступило время безвластия. Полной анархии и неопределённости. Долгое время правила игры в массовом секторе задавали операторы-тяжеловесы, те самые, кого называют компаниями «с турецкими корнями». Теперь их будущее под вопросом, и армия партнёров оказалась дезориентирована.
С одной стороны, обойтись без этих поставщиков по-прежнему очень сложно. Это подтвердил специальный опрос, проведённый на HotLine.travel: почти 70 % из 674 пользователей, которые приняли в нём участие за минувшую неделю, продолжают продавать туры от производителей, отдельные юрлица которых исключены из Госреестра. И, как видно по комментариям в соцсетях, задаются вопросом: что им за это будет?
Пожалуй, в самой сложной ситуации оказались франчайзи туроператоров, исторически связанных с Турцией. Некоторые даже снимают вывески или же заклеивают на них часть букв – боятся, что громкие бренды начнут работать против них, отпугивать клиентов. А кроме того, есть опасения, что Роспотребнадзор или другие контролирующие инстанции квалифицируют работу под «турецким» брендом как нарушение постановления премьер-министра, в котором установлен запрет на осуществление любой туристской деятельности для компаний, конечными выгодоприобретателями-бенефициарами которых являются граждане Турции.
Насколько обоснованы такие предположения? По мнению юристов, вышеупомянутое постановление даёт большой простор для применения к розничным компаниям разнообразных санкций. Но если абстрагироваться от политической подоплёки, то можно анализировать правовые аспекты.
В частности, юрист сети МГП Инна Руденская считает, что в упомянутом постановлении отсутствует запрет для турецких компаний передавать право на использование в России принадлежащих им товарных знаков и других нематериальных активов. С другой стороны, трудно сказать, примут ли данный факт во внимание контролирующие органы.
Продолжая тему, юрист Союза турагентств (СТА) Димитрий Морозов обращает внимание, что в постановлении премьер-министра есть формулировки, которые можно трактовать сколь угодно широко. В частности, надо обратить внимание на то, как оно озаглавлено: «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории РФ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также контролируемыми гражданами Турецкой Республики, запрещено». (Димитрий Морозов подчёркивает слово «контролируемыми».) Третьим пунктом перечня, после строительства и архитектуры, значится «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма».
Теперь вопрос: на основании каких документов турагентства используют бренды туроператоров «с турецкими корнями»? На основании договоров коммерческой концессии либо же лицензионных договоров.
В самом определении договора коммерческой концессии значится, что правообладатель марки осуществляет контроль за деятельностью организации, которой передает её (марку) в пользование. И в соглашениях между туроператорами и франчайзи всегда прописываются те аспекты деятельности, которые контролируются: стандарты использования бренда, а в некоторых случаях и технологии работы.
Лицензионные договоры по содержанию мало чем отличаются от договоров коммерческой концессии, слово «контроль» в них тоже присутствует, говорит Димитрий Морозов.
И вот вам самый опасный для турагентств-франчайзи вариант трактовки постановления премьер-министра: если турагентство использует марку, принадлежащую туроператору «с турецкими корнями», то оно само может быть признано организацией, подконтрольной турецким бенефициарам.
Но оценить вероятность того, что дело примет именно такой оборот, сейчас не представляется возможным. Как знать, может, на днях будет объявлено, что операторы, попавшие в опалу, благополучно восстановили в Госреестре все свои юрлица (соответствующие запросы поданы).
В такой ситуации деятельность турагентства – как ночная езда по неосвещённой дороге с выключенными фарами. В надежде без особых эксцессов дожить до лучших времён.