Тема, взятая в разработку для журнала «Горячая линия. Туризм», не нова: поведение гидов на зарубежных курортах. Нет сомнения, что большинство из них – людиувлеченные, честные, эрудированные. Или просто хорошие люди. Но, как известно, нет такой профессии – «хороший человек». Поводом в очередной раз поднять тему послужила ветка на профессиональном форуме «Курилка» портала Tourdom.ru, где описывается конкретный случай в марроканском отеле Atlas Almohades (Агадир).
Молодая пара, приехавшая на отдых по линии «Пегас Туристик», выслушала требования гида: обязательно приобрести экскурсию или заплатить 30 долларов, в противном случае страховка, входящая в турпакет, «неактивна». Пахло явным «разводом», и туристы весело отказались. Как на грех, девушка в тот же день заболела. Позвонили гиду (по описанию – «брюнетка с мелкими зубами»), но та подтвердила: полисы не действуют, придется оплатить вызов врача и лечение. В итоге все обошлось, хватило таблеток из аптечки. А если бы не обошлось?
Гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная рассказала, что по результатам проверки по данному факту все было не совсем так, вернее, совсем не так. «Два наших гида поднялись в номер к заболевшей (по некоторым причинам та самостоятельно спуститься на ресепшн не смогла) и предложили проехать в больницу. Туристка отказалась. 30 долларов, о которых идет речь, - это франшиза, которую следует оплатить на месте согласно пункту, прописанному в договоре. Ни о какой обязательной экскурсии, связанной с оказанием или неоказанием медуслуг, речи не шло. Остается непонятным, зачем автору ветки на «ТурДоме» пришло в голову исказить события».
Впрочем, планируемая статья не предусматривает разбор данной ситуацией. Вопрос шире: злоупотребление гидами своим служебным положением, независимо от того, какого туроператора они представляют, - факт, который не оспаривается.
Интересно, что в обсуждениях ситуации «курильщики» первым делом осудили не «брюнетку с мелкими зубами», а самих туристов, которые повели себя как последние «лохи». Зачем звонить гиду, если есть телефоны страховщика, ассистанской компании, агентства, туроператора, наконец! Справедливо.
Другая порция критики досталась агентству, в обязанности которого, согласно ст. 6 отраслевого закона, входит предоставление необходимой и достоверной информации о туре и всех услугах, входящих в него. Тоже справедливо.
Наконец, обвинения раздались в адрес туроператора, который держит в штате турлидеров непорядочных особ. Правда, при этом отмечалось, что ввиду дефицита профессии последним нечего опасаться: без работы они не останутся. Справедливо?
Как водится, в итоге обсуждение случившегося приобрело общие черты. Вспомнились и другие способы вымогательства гидов – без экскурсии не будет обратного трансфера, нельзя без гида посещать магазины вне отеля и т. п.
При подготовке материала редакция «ГЛ» будет использовать мнения туроператоров, самих гидов и даже юристов (статью 163 УК РФ «Вымогательство» никто не отменял), а также комментарии, которые мы ожидаем под этим анонсом.