Оправданы ли надежды турфирм, что проект информационной системы обнулился
В отрасли снова оживилась полемика на тему электронной путевки. Некоторые представители турфирм в соцсетях поздравляют коллег: проект (якобы) сорвался, можно работать спокойно. Такие выводы, очевидно, сделаны на основании недавней публикации в одном из туристических СМИ, автор которой резко, хотя и без конкретики, объявляет о провале электронной путевки. Но что в реальности происходит вокруг многострадальной IT-разработки?
Это нам не задавали!
Основная проблема, из-за которой сейчас застопорился проект ИС «Электронная путевка», лежит, как ни странно, в административной сфере. Различные ведомства не могут договориться о том, каким должен быть набор функций системы.
В частности, со стороны аппарата вице-премьера Виталия Мутко прозвучало требование, что в электронной путевке должна быть информация о том, где в данный конкретный момент времени находится каждый турист.
А в Минкульте ожидают, что в системе будет отражено, перечислил ли туроператор средства зарубежным поставщикам за услуги, входящие в турпакет, или нет.
Между тем в техническом задании, которое получили разработчики электронной путевки в 2014 году, таких требований и не было. Система создавалась под другие цели и параметры.
Это всего лишь отдельные примеры. У многочисленных инстанций – Минтранса, Минсвязи, Центробанка и т. д. – есть разноречивые запросы и ожидания, не предусмотренные в первоначальном ТЗ и теперь совершенно неожиданные для авторов софта. И это одна из причин, почему затягивается подготовка нормативных актов, необходимых для внедрения электронной путевки, – а именно постановлений правительства и нескольких приказов Минкульта. Проекты этих документов в 2017 году долго согласовывались по ведомствам, перерабатывались, дополнялись и в декабре пошли-таки на утверждение в правительство. Но после рассмотрения не были одобрены и во второй половине января вернулись в Ростуризм и Минкультуры на доработку.
Еще есть проблема с финансами. Минфин категорически против того, чтобы обслуживание системы шло за счет государства, денег в бюджете на такие нужды не предусмотрено. Значит, электронная путевка должна быть платной для пользователей. Но на это уже возражает Минэкономразвития: нельзя создавать дополнительную нагрузку на бизнес.
Ситуацию вокруг проекта можно охарактеризовать как административный клинч. Тем не менее есть политическая воля довести проект до ума. Или хотя бы до внедрения. Неделю назад замминистра культуры Алла Манилова дала Ростуризму поручение подготовить список действий, необходимых для запуска электронной путевки в короткий срок.
Что же для этого требуется сделать? «Сократить функционал системы, вернуться к тому, что было указано в изначальном техническом задании, – говорит Игорь Козлов, гендиректор ClickVoyage, глава IT-комитета при «Турпомощи». – Давайте вспомним новеллу, заложенную в отраслевом законе (ФЗ 49): там речь идет об электронной записи в ИС «Электронная путевка» о совершенных сделках по продаже турпродукта. Если исходить из этого, то систему можно запустить уже в 2018 году, хоть и не в обязательном формате и после ряда доработок».
Давайте по порядку
Кстати, перечитать закон – хорошее предложение. Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата», обращает наше внимание: если следовать обновленному ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», то сначала надо внедрять в отрасли электронный документооборот и только потом – единую государственную систему «Электронная путевка». «Только договор, заключенный в электронной форме, подлежит учету в этой системе, но такой практики на рынке нет, – отмечает г-н Мохов. – Многие думают, что, принимая публичную оферту на сайте туроператора и выставляя галочку в поле «согласен», они заключают электронный договор. Но это не так. Я имею в виду электронные сделки и договоры, подписанные электронной цифровой подписью, которые принимаются налоговыми органами для финансовой отчетности и судами в качестве подтверждения заключенных сделок. Такой порядок установлен Законом об электронной подписи и служит для признания юридической значимости договоров».
Для полноценного перехода на электронный документооборот требуются специальные программные продукты, позволяющие применять электронную цифровую подпись. Это подразумевает определенные затраты: для обычного турагентства – порядка 25–30 тыс. руб. на рабочее место, а для крупного туроператора – до миллиона рублей. Поэтому необходимо дать бизнесу как минимум год-два на модернизацию, говорит Георгий Мохов, и только после этого внедрять электронную путевку. Но без всяких экзотических нагромождений, а с одной первоначально заявленной функцией – аккумулировать данные о сделках по продаже турпакетов. Для автоматизации деятельности Ростуризма по сверке объемов финансового обеспечения туроператоров с их реальными масштабами деятельности. Всё.
И лишь на следующем этапе – после внедрения полноценного электронного документооборота в масштабах отрасли, массового перехода от «бумажных» договоров к цифровым, после интеграции турфирм с информационной системой «Электронная путевка» – можно сделать эту систему обязательной. Года через три.
…
Таковы мнения наблюдателей. К чему в итоге придут министерства и ведомства – посмотрим. В любом случае не стоит бросаться громкими словами насчет «провала» и рассчитывать, что проект, на который уже потрачены сотни миллионов рублей из госбюджета, так просто отправят на свалку истории.