Туроператор предполагает, а перевозчик располагает. По такой схеме развиваются события на дальнемагистральных экзотических направлениях. Авиакомпании борются за влияние на перспективных трассах, стремятся обеспечить максимальную загрузку растущих парков и в соответствии со своими планами меняют пути сезонной миграции российских туристов
Мексика начинает и выигрывает
Если на рынке экзотики выделить зоны роста, то одной из главных окажется Мексика. Эксперты туроператорских компаний, даже не боясь сглазить, говорят об интенсивных и глубоких продажах на этом направлении. Именно сейчас оно переходит в России из индивидуального в умеренно-массовый формат, а вообще-то на мировом рынке обгоняет по турпотокам другие страны Карибского региона, отмечает заместитель руководителя профильного департамента ICS Travel Group Василий Яковлев. И приводит статистику: с января по ноябрь этого года Доминиканская Республика приняла 5,5 млн иностранных туристов, Куба – 2,8 млн, а Мексику посетили 17 млн гостей со всего мира. (Между прочим, до таких показателей не дотягивал даже Египет на пике формы, до всех ближневосточных революций.) «Прекрасные курорты, богатейшее историческое наследие, – продолжает мексиканскую тему гендиректор «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов. – И кстати, направление даже не нуждается в раскрутке: его положительный образ в массовом сознании уже сформирован». Тот факт, что в России туристический потенциал страны майя и ацтеков до сих пор не был реализован, объясняется долгим отсутствием удобных вариантов перевозки, а также политическими причинами. Когда-то, еще в советские времена, из Москвы в Мехико летал «Аэрофлот», но после перестройки вычеркнул этот пункт из расписания: приходилось маршрутную сетку сокращать из-за нехватки широкофюзеляжных самолетов. А после сентябрьских событий 2001 года Мексика так ужесточила визовый режим, что развивать направление не имело смысла, хотя технические возможности уже появились. Лед тронулся в прошлом зимнем сезоне, когда россияне получили возможность оформлять так называемое электронное разрешение на въезд по Интернету, даже без визита в мексиканское консульство. За год до этого «Трансаэро» начала летать из Москвы в Канкун, главный курортный регион направления. Но до недавнего времени работала по эксклюзивному контракту с «Южным Крестом» и часть емкостей отдавала «Трансаэро Турс», остальным туроператорам приходилось, как прежде, предлагать клиентам только стыковочные перелеты в Мехико: Iberia – через Мадрид, Air France – через Париж, Lufthansa – через Франкфурт. В сезоне-2011/12 ситуация на направлении радикально изменилась. «Трансаэро» примерно на треть увеличила объемы программы и «добавку» разделила между всеми желающими туроператорами своего пула. А остальные смогли воспользоваться предложением «Аэрофлота», который стартовал на тот же курорт, хоть пока и в пристрелочном режиме, раз в десять дней. «Раньше мы грузили рейсы в Мексику на пять с плюсом, – комментирует президент «Южного Креста» Андрей Кузнецов. – Резкий рост предложения по перевозке, скорее всего, приведет к снижению общей маржинальности, но пока продажи идут стабильно. Я бы оценил их на пять с минусом. По нашим временам это не просто хорошо – это чудо какое-то». Действительно, на общем фоне туристического рынка Мексика сейчас выделяется оптимальным соотношением спроса и предложения в сфере транспорта, говорит Владимир Каганер, гендиректор компании ТEZ Tour. Все авиационные емкости заполняются стабильно, несмотря даже на то, что авиабилеты на направлении не подешевели. «Прямые рейсы российских авиакомпаний находятся в одном ценовом диапазоне с услугами иностранных перевозчи- ков, предлагающих стыковочные перелеты через Европу, – говорит Владимир Ефимов, начальник отдела PR и рекламы компании «Карибский Клуб». – Но появление новых программ привлекло на направление многочисленных клиентов, которые ранее избегали полетов в Мексику из-за необходимости пересадок». Та легкость, с которой рынок проглотил добавку воздуха, говорит о значительном потенциале клиентского спроса. Но чтобы реализовать его и обеспечить «землей» растущие объемы перевозки, туроператорам предстоит менять подход к работе на направлении, брать квоты в отелях. Работать по запросу с имеющими турпотоками уже сложно: ощущается дефицит наземки. «Начался высокий сезон, в Мексику в массовом порядке поехали американцы, канадцы, – поясняет Василий Яковлев. – Многие качественные и сравнительно недорогие отели в ноябре объявили стоп-сейл».
Ажиотаж по-азиатски
На рынке Юго-Восточной Азии бросается в глаза ажиотаж вокруг Вьетнама и Шри-Ланки – страны мелькают в новостных лентах под заголовками типа «Успеть к распродаже». «Клиент может выразить за это благодарность компании «Аэрофлот», – говорят туроператоры обоих направлений. Вьетнамский сюжет, подробно описанный в предыдущем выпуске «ГЛ», обозначим лишь пунктиром, тем более что он отчасти повторяет ситуацию на других экзотических направлениях. Нацперевозчик взлетел на Хошимин, где уже присутствовала «Трансаэро», причем добровольно-принудительно подписал лояльных туроператоров на сравнительно высокие тарифы. О последствиях можно судить по ценам в спецпредложениях туроператоров: в середине ноября недельный тур в Фантьет с размещением в отеле 4* можно было купить за $800. «Мы считаем, что оптимальным было бы сохранение прошлогоднего объема перевозки и закрепление полетов авиакомпании «Трансаэро» на Хошимине, а «Аэрофлота» – на Ханое», – комментирует ситуацию Юрий Соболев, руководитель коммерческого отдела «НТК Интурист». Пожалуй, в самом выгодном положении случайно оказались туроператоры, которые не работают по блокам ни с одним из российских перевозчиков. Ведь их билеты на рынке легко найти в свободной продаже по ценам ниже контрактных. «И в любом случае мы предпочитаем пользоваться услугами Vietnam Airlines – очень качественная перевозка, конкурентные цены по запросу и никаких попыток навязать туроператорам обременительные условия сотрудничества, – говорит Елена Малинина, заместитель директора по продажам ITM group. – Мы не готовы участвовать в этом ужасе повсеместного горения блочной перевозки». Завершая тему Вьетнама, куратор азиатского отдела «Веди Тур Групп-М» Андрей Носов добавляет ложку меда: «Несмотря на проблемы с загрузкой в начале сезона, новогодние даты на вьетнамском направлении закрылись раньше обычного. Сейчас клиентам уже не приходится выбирать туры на высокие даты декабря-января: берут то, что осталось. Все-таки ажиотаж имеет свои преимущества – содействует раскрутке страны». Теперь о ситуации на Шри-Ланке. «В прошлом сезоне там завершился многолетний период политической напряженности, для туризма открылось восточное побережье с его богатейшим историческим наследием и природными красотами, – радуется Елена Силина, руководитель департамента экзотики DSBW. – Теперь страну можно предлагать круглогодично, ведь летом, когда на юго-западе ливни, на востоке погода очень комфортна». Туристы из разных стран мира устремились в Шри-Ланку еще год назад, и отельеры в эйфории резко повысили тарифы. «В новом сезоне гостиницы опять подорожали – на 10–15%, а какие-то и на 30%, – добавляет Андрей Носов. – Но пакетные тарифы в среднем снизились – загорелась перевозка». На Шри-Ланку организовал беспосадочный рейс «Аэрофлот», появился рейс SriLankan Airlines с короткой технической посадкой в Дубае. Не будет особым преувеличением сказать, что направление сейчас работает в режиме презентации: недельный тур с проживанием в пятизвездочном отеле в конце осени можно было забронировать за $945.
Чьи сапоги в Индийском океане?
Если на мексиканских маршрутах конкурентная интрига между перевозчиками только завязывается, то на островах Индийского океана она в самом разгаре, на стадии тотальной уценки воздуха. Показательный пример – Мальдивы, где открытие сезона-2011/12 было отмечено фейерверками спецпредложений. Комментирует Наталия Азарова, начальник отдела VIP и экзотики ICS Travel Group: «События на направлении развивались по классическому сценарию: в прошлом году из Москвы на Мале взлетел «Аэрофлот», на маршруте уже работала «Транс- аэро». В этом сезоне «Трансаэро» добавила еще один рейс, итого на направлении их стало уже пять в неделю. Таким образом, лишний рейс привел к сильному демпингу». «Действительно, воздуха много, – подтверждает Владимир Каганер. – Мы, со своей стороны, отрезали все нерентабельные «хвосты», то есть сократили блоки до оптимальных величин, оставив полный ассортимент перевозки – все доступные авиакомпании, аэропорты и дни вылета». О ситуации в целом на направлении: Мальдивы осенью постоянно мелькали на «Бирже» www.ТourDom.ru. Одно из самых радикальных предложений ноября – 5-дневный тур за $735, перелет «Аэрофлотом», проживание в 2-звездочном отеле Huvandhumaa Inn. Вообще это тенденция: чтобы привлечь на горящие рейсы максимум клиентуры, туроператоры стараются комплектовать уцененные билеты размещением в самых экономичных гостиницах. То же самое происходит на Маврикии. Ситуация развивается по классической схеме: в январе из Москвы на остров начал прямые перелеты перевозчик-первопроходец «Трансаэро», теперь он увеличил периодичность, летает дважды в неделю. Наверняка вслед за ним придет «Аэрофлот», и до какой отметки снизятся цены, трудно даже себе представить. Потому что уже нынешней осенью были зафиксированы предложения пакетных туров за $800. «Меня очень беспокоит ситуация на этом курорте, – говорит Елена Силина, руководитель департамента экзотики компании DSBW. – Никогда планка направления не падала столь низко. Что предлагают клиентам за такие деньги? Мазанки на второй линии от моря, без телевизора, с потолочным вентилятором. Но ведь это уже не тот Маврикий, где так любят отдыхать звезды». Елену поддерживает коллега из «Квинта-тур» Татьяна Рыльская: «Не вижу смысла в таком туризме. Это все равно что приехать в Москву, прожить неделю где-нибудь в Бирюлево и никуда оттуда не выбираться – ради экономии. А потом сказать: ну был я в этой Москве, ничего там особенного нет». Итак, Мальдивы и Маврикий теряют имидж «заповедников luxury». Как это сказывается на традиционной клиентуре курортов? По словам Натальи Азаровой, туристы с неограниченным бюджетом продолжают отдыхать в привычных местах, многие даже ничего не замечают, потому что не анализируют рынок. Однако среди состоятельных путешественников тоже есть люди, ко- торые не пренебрегают возможностью сэкономить, отмечает Татьяна Рыльская, они продолжают бронировать самые дорогие и престижные отели, но порой выбирают перевозку отечественных авиакомпаний. «Благо «Трансаэро» в этом году значительную часть своих емкостей открыто продает в системе, причем цены на уровне блочных, – добавляет эксперт. – Мудрое решение. Если бы авиакомпания попыталась загрузить маврикийский рейс только блоками, то еще несколько ее партнеров могли бы разориться». Утечка пассажиропотоков к «Трансаэро» и «Аэрофлоту» создает серьезную угрозу иноперевозчикам, которые выполняют стыковочные рейсы на острова Индий- ского океана. И те принимают ответные меры. «Emirates в этом году предложила небывало низкий туроператорский тариф на Мале – 21 тыс. рублей, – говорит Ирина Гутара, генеральный директор компании «Евробизнестур». – Предложение действует выборочно, по некоторым дням недели, но все равно факт показательный». Эта авиакомпания, одна из самых престижных в мире, вынуждена играть на понижение и на других рынках. Раньше она выдавала это за краткосрочные акции – «Только до 30 сентября, по специальным ценам!» – а в последнее время просто снижает цены на сезон. «В частности, предложила очень привлекательные спецтарифы по Сейшелам – в пределах $1000», – го- ворят в «Квинта-тур». «Действия Emirates связаны с необходимостью грузить растущие объемы программ, в первую очередь на участке от Москвы до Дубая, откуда пассажиры потом летят в разные точки мира», – комментирует Дмитрий Арутюнов, генеральный директор компании «Арт-Тур» Что касается Сейшельских островов, там, как и на большинстве экзотических направлений, заявлена прямая перевозка – рейс «Трансаэро», стартующий 2 января. Так что ценовую акцию Emirates многие эксперты сочли ударом на упреждение.