Всем надо зарабатывать, независимо от статуса и амбиций. Поэтому на дальних направлениях туроператоры сокращают финансовые обязательства по перевозке и даже две крупнейшие российские авиакомпании кое-где жертвуют сферами влияния ради рентабельности. Вслед за тотально демпинговым сезоном наступает выборочно стабильный, шутят эксперты.
Прибыль важнее
На самом деле это процесс взаимосвязанный: производители туруслуг отказываются брать на себя риски перевозчиков, стремящихся к мировому господству. И последние корректируют стратегию.
Так, например, произошло на Шри-Ланке. В прошлом году прямые перелеты на данном направлении начал «Аэрофлот», его партнеры-туроператоры сильно горели на блоках – продажи шли со скрипом из-за тотального подорожания наземного обслуживания. В ходе контрактинга на очередной сезон желающих повторить эксперимент было крайне мало, поэтому нацперевозчик отменил программу. «И к лучшему, – комментирует Андрей Носов, куратор отдела Южной и Юго-Восточной Азии «Веди Тур Групп-М». – Ланкийские отельеры снова предложили слишком высокие цены, направление явно теряет клиентуру».
Смотрим дальше. Нацперевозчик вычеркнул из расписания рейсы на Бали. После того как он вслед за «Трансаэро» вышел на это направление, там начались фейерверки SPO из-за профицита воздуха. «Теперь ситуация ближе к стабильной, – говорит Елена Малинина, заместитель директора по продажам ITM group. – Блочники «Трансаэро» продолжают выбрасывать на рынок билеты и турпакеты по сниженным ценам, но уже не в тех объемах, как год назад. Сами мы традиционно делаем ставку на рейсы а/к Singapore Airlines и в распродажах не участвуем».
Купировать хвосты
Со своей стороны, авиакомпания «Трансаэро» тоже провела оптимизацию. Например, отменила рейсы на Куала-Лумпур, куда совершила несколько отчаянных полетов в прошлом году, продолжает тему Андрей Носов. Направление снова оказалось в полном распоряжении Singapore Airlines, Qatar Airways, Emirates. Гендиректор «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов отмечает, кстати, что Emirates активно подтягивает на этот и другие рынки клиентуру из российских регионов в паре с FlyDubai (у компаний общие владельцы). Люди прибывают в Дубай из российских областных центров рейсами лоукостера, а оттуда разлетаются по экзотическим направлениям на бортах авиакомпании премиум-класса. С открытием же рейса FlyDubai из Дубая на Мальдивы на эти острова можно удобно долететь одним перевозчиком из Уфы, Екатеринбурга, Казани и Самары.
Возвращаясь к делам отечественных перевозчиков... «Трансаэро» в этом сезоне купировала перевозку на Маврикий – летает только на высокие даты. Много было вложено год назад в раскрутку сквозной программы, но практика показала, что направление не готово к переходу из индивидуаль-
ного в умеренно массовый сегмент рынка. «Мы честно об этом сказали руководителям авиакомпании Air Mauritius, которые недавно приезжали в Москву прощупать почву на предмет того, как отнесется рынок к новому эксперименту с прямыми перелетами», – сообщила корреспонденту «ГЛ» Татьяна Рыльская, руководитель департамента экзотики компании «Квинта-тур».
Ценовые перекосы
«Я уверена, что «Трансаэро» обязательно вернется к вопросу о регулярных перелетах на Маврикии. Это только вопрос времени и подходящего момента, когда стабилизируется экономика, – говорит Эльмира Латыпова, директор по туризму «Трансаэро Тур». – На текущий сезон авиакомпания запланировала несколько прямых рейсов, и места на них продаются достаточно хорошо. Но все операторы понимают, что короткие цепочки – дорогие».
«На мой взгляд, направлению нужны беспосадочные перелеты, – поддерживает
г-жу Латыпову Виктория Мукранова, PR-менеджер компании «Авиарепс», которая занимается продвижением туристических возможностей Маврикия на российском рынке. – Посмотрите, как растет этот рынок: с января по сентябрь 2012 года остров принял 14 052 гостя из нашей страны, на 91% больше, чем за тот же период прошлого года».
«Полетная программа «Трансаэро» на о. Маврикий на ноябрьские и новогодние праздники на сегодня наиболее оптимальный вариант. Направление еще не готово к полностью сезонной, а тем более к круглогодичной прямой авиаперевозке», – возражает президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов.
Действительно, российские туроператоры знают, как дорого обходится профицит воздуха, даже когда значительную часть рисков берет на себя сама авиакомпания. Мальдивы, например, уже третий сезон живут в режиме распродаж. «Дисбаланс между спросом и предложением есть, – признает гендиректор компании TEZ Tour Владимир Каганер. – Мы, со своей стороны, придерживаемся повсеместно одной и той же политики: умеренные блоки на рейсах всех перевозчиков, работающих на направлении».
Осторожность с объемами отнюдь не всегда спасает туроператоров от проблем с загрузкой. Один из примеров: на кубинском рынке уже в начале сезона розничные цены «Аэрофлота» периодически были ниже, чем тарифы блочников. Вообще, на Карибах ситуация сложная: спрос не догоняет предложение в масштабах целого региона, а не отдельных направлений. Мексика, Куба, Доминикана – где-нибудь объемы воздуха обязательно зашкаливают, в результате страдает общая экономика туроперей-
тинга.
«При этом самым стабильным направлением Карибского бассейна является Мексика, – продолжает тему Андрей Кузнецов. – Она успешно продается даже в те дни, когда продажи по Доминикане и Кубе падают. Объясняется ли это ажиотажем, связанным с «концом света»? Возможно. А может, тем, что у Мексики свой клиент, который не променяет ее ни на что другое».
Русский сезон в Индийском океане
…Что мы все о воздухе? Конечно, погоду на дальнемагистральных направлениях делает перевозка, но периодически и на земле начинаются процессы, способные влиять на конъюнктуру спроса.
Сейчас именно так происходит на островах Индийского океана. Размещение класса люкс заметно дешевеет за счет потока SPO от гостиниц. Особенно это бросается в глаза на Мальдивах, отмечает Татьяна Рыльская: «Статусные отели, где цены в высокий сезон раньше достигали $2500 за ночь, забрасывают туроператоров специальными предложениями, – скидки колеблются в пределах 25–50%. Еще в прошлом сезоне они гордо отклоняли заявки, а сейчас готовы подтверждать все и на любые даты».
«Да, ситуация необычная, – соглашается Ирина Гутара, генеральный директор компании «Евробизнестур». – Сейчас середина ноября, а в отелях де люкс все еще можно найти свободные номера на новогодний период. Уже перевозка на праздничные даты почти распродана: бизнес-класса практически нет, эконом удается найти с трудом, а SPO от отелей продолжают поступать».
На самом деле это уже похоже на истерику, говорят другие эксперты. Причины понятны: продолжают падать турпотоки из Западной Европы, которая исторически является основным поставщиком клиентуры на острова Индийского океана. На Мальдивах этот процесс приобрел угрожающие для отельеров масштабы именно в текущем сезоне. А на Маврикии и Сейшелах обвал случился еще года два назад, и сейчас там распродажи не носят ажиотажного характера. Но общий тренд тот же: отельеры конкурируют за клиента.
Маврикийцы, кстати, стараются облечь скидки в обертку тематических акций. Их любимая тема – медовый месяц, и в этом сезоне отельеры делают молодоженам буквально сказочные предложения. Например, «невеста живет бесплатно».
Конечно, спрос на острова растет, признают туроператоры. Вопрос только в том, каковы будут последствия уценки размещения: отельеры получают, скажем так, непривычную для себя клиентуру. А туристы, которые случайно оказались в люксовой гостинице, могут быть неприятно удивлены тем, сколько им приходится тратить на дополнительные услуги.
Так или иначе, на экзотических островах – русский сезон. Музыку заказывают российские туроператоры, а оплачивают их иностранные партнеры. Можно и так. Для разнообразия.