В океанских странах становится жарче
Туроператоры и авиакомпании забрасывают рынок новыми предложениями, отельеры разрабатывают многочисленные и креативные SPO. Конкурентная борьба за российского туриста перешла уже на межгосударственный уровень. И клиент не разочаровывает: активно бронирует туры в океанские страны на новогодние каникулы. Надолго ли такой ажиотаж?
На игле last minute
Активная продажа новогодних поездок стартовала в ноябре с глубины в полтора месяца. Это немного, но о докризисном уровне в два-три месяца сейчас никто и не мечтает. Главное, что «клиент пошел» и бронирует априори недешевые туры в экзотические страны, говорят туроператоры. Рассуждая о причинах такого всплеска, они отмечают, что сработал эффект отложенного спроса, а кроме того, есть туристы, которым уже совершенно не интересны массовые направления.
Предновогодние рейсы грузятся тоже удовлетворительно, но поздновато. В середине ноября еще можно было купить путевку практически на любой океанский курорт с вылетом через неделю, а то и назавтра. Между тем тарифы, предложенные перевозчиками и отельерами до конца декабря, выглядели весьма привлекательно. «Однако за день до начала тура цены опускаются еще ниже, – говорит Елена Силина, заместитель генерального директора и руководитель экзотических направлений «Русского Экспресса». – И люди понимают: если подождать, стоимость снизится до предела. Вот и ждут. Клиенты, образно выражаясь, сели на иглу предложений last minute».
Это общие для всех направлений тенденции. Теперь о частностях; в каждом регионе события развиваются по особому сценарию.
Латинские кварталы
Из всех стран Карибского бассейна лучше всего продается Доминикана, эксперты сейчас называют ее самым благополучным направлением на рынке экзотики. «По своей идеологии отдых в Доминикане можно сравнить с летней Турцией, только на более высоком уровне, – поясняет Дмитрий Филатовский, коммерческий директор ICS Travel Group. – великолепные пляжи, прекрасная погода, фантастический all inclusive».
И при этом – беспрецедентно низкие цены в брендовых отелях: минус 30, 40 и даже 50% от прошлогоднего уровня. «Гостиниц в Доминикане много, и сами по себе они большие – до 2000 номеров в одном объекте. А с загрузкой сейчас проблемы», – поясняет Игорь Куликов, менеджер по Юго-Восточной Азии и Карибам компании «Гранд Тур Вояж». «Основные клиенты – американцы, число которых сильно сократилось из-за кризиса, – продолжает тему Милана Миткина, руководитель карибского направления «Русского Экспресса». – Вот отельеры и сбрасывают цены: надо стимулировать продажи».
Со своей стороны, российские участники рынка тоже содействуют увеличению турпотока. В частности, авиакомпания «Трансаэро» усилила свое присутствие на направлении: вместо трех еженедельных рейсов в Пунта-Кану выполняет четыре.
А вот с кубинского направления перевозчик в этом сезоне ушел, оголив главный курорт острова – Варадеро. Правда, «Аэрофлот» увеличил частоту рейсов в Гавану (летает четыре раза в неделю вместо трех, с нового года – пять), но столица расположена далеко от кубинской курортной зоны – в 2,5–3 часах езды. По мнению экспертов, сужение ассортимента перевозки – одна из причин падения продаж на направлении. Но главное, не произошло заметных корректив в ценовой политике отелей, лишь отдельные гостиницы согласились уменьшить тарифы, максимум – на 10%. Отельеры чувствуют себя уверенно: их главные гости из Канады по-прежнему активны. В середине ноября многие объекты размещения даже выставили stop sales на ближайшие даты и весь новогодний период.
Зато мексиканские отели подешевели на 30–40%. Причины известны: направление сильно пострадало из-за шумихи с гриппом; по оценке местных принимающих компаний, их рынок «просто был уничтожен». «Однако сейчас медицинская тема теряет актуальность, продажи восстанавливаются», – констатирует Владимир Романов, генеральный директор турфирмы «Карибский Клуб».
Долгосрочный положительный прогноз по Мексике – у Андрея Кузнецова, президента компании ЮЖНЫЙ КРЕСТ, под которую «Трансаэро» с 4 января ставит уже вторую частоту на Канкун (первая стартует 28 декабря с легкой руки туроператора). Многие другие участники рынка более осторожны, по их мнению, «страна имеет потенциал спроса, но ей только еще предстоит выйти из туристического пике». Обнадеживает, что этому активно содействуют мексиканские власти: в частности, гражданам РФ страна теперь выдает визы на 10 лет с правом многократного въезда.
Острова: изощрение в ценах
Между Маврикием, Сейшелами и Мальдивами на туристическом рынке идет жесткая ценовая конкуренция. Лидирует в игре на понижение Маврикий. «Из-за того, что отельная база на острове достаточно большая, каждый отель предлагает что-то для привлечения туристов. Цены гостиниц в режиме SPO порой вдвое ниже контрактных. Механика скидок такая: из двух постояльцев один живет в номере бесплатно, или, допустим, клиент платит за пять ночей – получает десять… А в некоторых объектах возможны ужины или спа-процедуры за счет заведения», – приводит примеры Наталия Азарова, руководитель VIP-отдела ICS Travel Group. «Интересное решение для привлечения туристов предложил один из отелей: гостям предоставляется кредит в размере €500 или €1000, которые можно потратить на дополнительные услуги», – говорит Анна Григорян, директор офиса продаж компании АРТ-ТУР. Эксперты добавляют, что несколько объектов размещения, в том числе цепочка Naiade Resorts 4–5*, опустили тарифы даже на новогодние даты на 35%. Oberoi 5* Luxe дарит гостям праздничные ужины. А Maradiva Resort 5*, Grand Mauritian Resort 5* и сеть Apavou 3–4* вообще размещают постояльцев безвозмездно на Новый год, если те оплатили несколько дополнительных ночей.
Отельерам приходится так изощряться не только из-за кризиса, но еще и потому, что недавно на острове открылось сразу четыре новые гостиницы 5*: Intercontinental, Grand Mauritian Resort, Anahita и Four Seasons. Своими промоценами они осложняют жизнь конкурентам. Intercontinental, например, в сентябре предлагал комнаты туроператорам за €85 в сутки, хотя номер в отеле такого уровня на Маврикии стоит от €450.
Перевозка на Маврикий тоже резко подешевела. Emirates до 12 декабря возила россиян на остров за Ђ860 (год назад билет продавался за €1500). А ведь у авиакомпании на этом направлении практически нет конкурентов. На Маврикий из Москвы, кроме Emirates, летает только Air France в альянсе с Air Mauritius, но со стыковкой в Париже, и цена билета колеблется на отметке €1000.
А на Сейшелах конкуренция в воздухе развивается остросюжетно. С конца октября возобновила еженедельные полеты Air Seyshelles, которая с декабря 2008 по июль 2009 года уже летала из Москвы на острова, причем все кресла тогда выкупила компания Fourthtour Russia (ГК «Путешествуй!»), билет стоил около €600. По оценкам экспертов, грузился борт неважно. Ситуацией воспользовался Emirates: предложил перелет на €10 дешевле, организовал удобные по времени стыковки. В результате всех этих событий сейшельцам пришлось уйти с маршрута. После этого Emirates поднял тарифы. В полтора раза. Теперь Air Seyshelles снизил риски: раздал блоки всем желающим, выделил определенную квоту для прямых продаж, а цены выставил на собственном прошлогоднем уровне. В ответ Emirates снова пошел на понижение, а его примеру последовал еще и Qatar Airways – билеты обоих перевозчиков теперь продаются за €600–700. При этом Emirates с декабря летает на Сейшелы пять раз в неделю вместо трех. Вдобавок нарисовался еще один конкурент – «Трансаэро»: с 29 декабря стартует его новогодняя цепочка на Сейшелы, заказчик опять-таки Fourthtour Russia (ГК «Путешествуй!»). «И это только начало, – заявляет Екатерина Михеева, директор по развитию и продвижению упомянутого туроператора. – Мы уверены в успехе, ведь даже прошлой зимой, в разгар кризиса, наша сейшельская программа была востребована».
Впрочем, сейчас направление не так выгодно смотрится на общем фоне рынка экзотики: местные отели не забрасывают партнеров безумными SPO. Перед сезоном они снизили контрактные прайсы примерно на 25%, а большего ждать не стоит, потому что номерной фонд на островах в дефиците. «При увеличившихся объемах перевозки туристов скоро будет негде размещать», – рассуждают участники рынка.
Теперь коротко о Мальдивах. Многие четырех-пятизвездочные гостиницы этого региона упали в цене на 30–65%, например Diva, Conrod, Island Headway, Hilton, и это, по словам туроператоров, произвело впечатление на клиента. Однако сократился выбор перевозки: «Аэрофлот» ушел с направления, остались Emirates, Qatar Airways и прямой рейс «Трансаэро», причем последняя из упомянутых авиакомпаний летает два раза в неделю вместо прошлогодних трех. Кстати, ее билеты стоят около $850, а иностранные конкуренты держат цены на уровне $1200–1300. «Произошла «здоровая» оптимизация перевозки, и нет такого шокирующего демпинга, как в прошлом сезоне», – прокомментировала Екатерина Михеева.
Много самолетов
На рынках Юго-Восточной Азии царит заметное оживление. Так, объемы перевозки в Таиланд выросли вдвое. На Пхукет «Трансаэро» поставила шесть еженедельных бортов «Боинг-777», а в прошлом сезоне ограничивалась тремя. На бангкокском маршруте она сохранила ежедневный режим полетов, но поменяла эту 300-кресельную машину на «Боинг-747–200» (500 мест). Кроме того, «Аэрофлот» стал летать семь дней в неделю вместо четырех, и тоже на более вместительном лайнере. Избыток предложения почувствовался почти сразу после старта программ: билеты в Бангкок в режиме SPO некоторые туроператоры продавали за $350.
Что касается отелей Таиланда, на небольшие уступки пошли только паттайские объекты размещения: скинули 10–20%, на Пхукете не произошло и этого. «Курорт Паттайи отличается достаточным номерным фондом, который постоянно расширяется. Недавно, например, открылся отель цепочки Centara Grand Mirage 5*, готовится принять туристов и Holiday Inn Pattaya 4*. А вот отельной базы Пхукета недостаточно для удовлетворения возрастающего потока туристов», – комментирует Елена Скокова, руководитель департамента ЮВА «НТК Интурист».
Не балуют скидками и отельеры Шри-Ланки: у них достаточно клиентов из Великобритании, Германии и Австрии. Кстати, в кулуарах говорят, что некоторые отечественные туроператоры просрочили выплаты депозитов на текущий сезон и рискуют остаться без гарантированных квот на Новый год. Между тем чартерных цепочек на праздничные дни планируется небывалое количество – шесть, до кризиса нормой считалось четыре. В небо должны подняться самолеты, в частности, «ВИМ-авиа», «Донавиа», «Атлант-Союза», это помимо регулярных рейсов Emirates, Etihad, Qatar Airways. Между тем европейский Новый год на сей раз совпадает с местным праздником Поя-дей, Днем полнолуния, когда запрещено продавать алкоголь и пить его в общественных местах. «К сожалению, данное обстоятельство уже влияет на спрос, – констатирует Юлия Шестакова, директор по маркетингу «Гранд Тур Вояж». – Случались даже отказы от забронированных и оплаченных туров. Надо объяснять клиентам, что в большинстве отелей с 12.00 спиртное начнут подавать в ресторанах, а особо страждущие смогут купить его в duty free и выпить в номере». «А мы обязали своих агентов заранее предупреждать туристов, разослали информационное письмо, с которым клиенты должны ознакомиться и «подготовиться». Бронирования идут, «подготовка» к новогоднему ужину туристов не пугает», – говорит Ольга Архипова, генеральный директор «Коннайсанс Тур». Тему продолжает Владимир Каганер, генеральный директор TEZ TOUR: «Нет такой страны, где российский турист не нашел бы спиртного. Кстати, в этом году не все отели включили в турпакет обязательный новогодний ужин. Клиенты в таком случае могут сами выбирать, где отмечать Новый год». «В общем, веселью полнолуние не помешает», – оптимистично подытоживает Елена Силина.
Однако есть мнение, что часть клиентуры все же переориентируется со Шри-Ланки на соседние направления, например Вьетнам и Камбоджу. Там особых перемен в конъюнктуре пока не предвидится; во всяком случае объем перевозки в Сайгон и Ханой у «Аэрофлота», «Трансаэро» и Vietnam Airlines остается на прошлогоднем уровне.
Пока без Занзибара
Представительства по туризму сразу нескольких экзотических направлений заявили о своей заинтересованности в прямой перевозке из Москвы. Филиппинцы, например, еще на осенних выставках обсуждали возможность чартера в Сибу на «Трансаэро», хотя бы на Новый год. Среди потенциальных блочников называют ЮЖНЫЙ КРЕСТ, ПАКС и КАПИТАЛ ТУР, но конкретики пока нет. Новый глава российского управления по туризму Малайзии Аммар Абд Гапар ратует за трансаэровский рейс в Куала-Лумпур на постоянной основе, полагая, что это может заинтересовать КАПИТАЛ и «Спектрум». Министерство по туризму Кении выделило $280 тыс. на продвижение страны и пытается склонить к чартеру TEZ TOUR, КАПИТАЛ и ТТ VKO Group.
А вот офис по туризму Танзании и Занзибара намеревался полностью профинансировать рейс, главным кандидатом был «Лабиринт». Но… «Проанализировав ситуацию, мы решили пока сориентироваться на регулярную перевозку, чтобы изучить рынок и спрос», – объяснил Алексей Павлов, руководитель профильного отдела компании.
Китайцы ждут прибавления
Спрос на Китай начинает восстанавливаться после прошлогоднего спада. «Лучше всего продается недельная экскурсионка в Пекин, Шанхай, Гонконг, а также комбинации с отдыхом на Хайнане», – говорит Игорь Козлов, генеральный директор «Асент Трэвел». «Спросом пользуются туры на 11–14 ночей», – считает Юлия Шестакова.
Но до былого уровня турпотоков далеко. И это беспокоит представителей хайнаньской туриндустрии, для которых российский рынок – на втором месте после китайского. Проблема многократно поднималась во время Российско-китайского конгресса, проведенного ЮЖНЫМ КРЕСТОМ на острове в октябре. «В 2007–2008 годах. к нам приехали 160 тыс. русских, – вспоминает г-жа Ду Лиин, директор Бюро по развитию туриндустрии Саньи. – В 2008–2009 годах туристов стало меньше на 50%». «Мы потеряли 30% российских гостей, выжили только благодаря тому, что сделали спецпакеты для китайцев», – поделилась с «ГЛ» Уэсли Хан, старший менеджер по продажам отеля Cactus. «Разные гостиницы недосчитались 50–60% от своей ежегодной прибыли», – добавила Миюки Риерсон, директор по продажам и маркетингу Intercontinental Sanya Resort.
Однако снижать цены для российского рынка китайские предприниматели не готовы. «Российский рынок в любом случае восстановится, он самый здоровый», – считает Стефен Форд, вице-президент Sheraton в Санье. «Мы всегда будем заполнены местными жителями, особенно на праздники», – сообщил Эдмунд Ко, директор по маркетингу Marriott в Санье. Туроператоры надеются, что отельеры станут более уступчивыми, когда к 2013 году появится около 30 новых объектов размещения.
Тем не менее перевозка в Китай набирает объемы. Вторую частоту с Нового года заявила а/к «Трансаэро» (заказчик обоих рейсов – ЮЖНЫЙ КРЕСТ), а в марте она начнет летать в Пекин, составив конкуренцию «Аэрофлоту», Air China и Hainan Airlines. «Будет удобно строить комбинированные программы», – полагает Андрей Кузнецов.
С марта же расширится «воздух» над Гонконгом. В этот пункт сейчас летает «Аэрофлот» четыре раза в неделю, однако планируют скорый выход «Трансаэро» и Hong Kong Airlines. Борьба за направление обострилась в связи с тем, что с 1 июля 2009 года российским гражданам не нужны визы в Гонконг. «Перевозки и без того много, еще ведь Emirates и Singapore Airlines туда летают со стыковкой», – говорит Елена Силина. «Напротив, это хорошо, – возражает Марина Рудакова, руководитель отдела массовых продаж «Мегаполюс турс». – Гонконг – отличный стыковочный хаб. Через него можно летать на Филиппины, Бали, в Малайзию».
Кстати, о Бали. На этом направлении тоже вырос объем перевозки: «Трансаэро» поднимает три прямых рейса в неделю вместо двух. Помимо этого на рынке существуют Singapore Airlines, Qatar Airways, Emirates. «На направлении – избыток перевозки, – отмечает Елена Скокова. – Туры и билеты на отдельные даты продаются со значительными скидками».
После Нового года
Несмотря на общий ажиотаж вокруг экзотики, эксперты признают: вся эта лихорадка продлится, скорее всего, до праздников. Вот как прокомментировал ситуацию, к примеру, Владимир Каганер: «На период после 20 января строить планы сложно. Все мы зависим от клиентского спроса, а каков он будет – предсказать невозможно. Ну, если только гадать на кофейной гуще…». Впрочем, пессимизму игроки не поддаются. «Мой прогноз – умеренно позитивный, – говорит Андрей Кузнецов. – Надеюсь, сезон в целом будет лучше, чем прошлогодний. Уже сейчас заметно, что дела идут успешнее».