Работа кипит, отели плавятся
Туроператоры по Египту удивляются: этим летом направление пользуется у россиян таким бешеным спросом, как никогда ранее. В течение всего сезона заявки от туристов поступают пачками, людей не пугают ни глобальные экономические проблемы, ни сорокоградусная жара в Африке. Отели один за другим встают на stop-sales, зафиксированы первые случаи овербукинга. Рынок уже близок к перегреву, что же будет зимой?
Нетрадиционная ориентация
По некоторым оценкам, в июне и июле продажи у лидеров направления выросли на 30% по сравнению с показателями за тот же период прошлого года. «Перед сезоном все строили довольно мрачные прогнозы, и вдруг – так хорошо все пошло, даже не верится», – говорит, в частности, Светлана Голубничая, руководитель египетского департамента ICS Travel Group. «Мы тоже особых чудес не ждали, тем более что лето для Египта – низкий сезон», – продолжает тему Марина Риффель, директор по продажам S7 Tour. «Удивляет не только высокий спрос, но и глубина бронирований: клиенты покупают туры в среднем за месяц до отъезда, летом 2008 г. такого не было», – уточняет Майя Мостовая, руководитель профильного отдела «НТК Интурист». Показательный и беспрецедентный факт: несколько популярных отелей Египта в начале августа остановили продажи номеров до конца месяца.
Аналитики объясняют ажиотажный спрос тем, что клиенты стремятся экономить на отдыхе, не меняя привычную для себя категорию отеля, а в Египте как раз есть такая возможность. Летом-2009 недельный тур с проживанием в хорошей «четверке» стоит порядка $550 на человека, в «пятерке» – около $700: по оценке специалистов, это на 30– 40% дешевле, чем в Турции. В отличие от коллег из этой страны египетские отельеры во имя приемлемой загрузки пошли на большие ценовые уступки. Еще зимой, чувствуя непривычную пассивность европейской клиентуры, они снизили тарифную планку процентов на 15, а затем еще и перед летом примерно на 10%. «Немцы и англичане – наши основные летние клиенты – всегда бронируют туры заранее, а в этот раз накануне сезона заявок от них было мало. И управляющие гостиницами решились на скидки», – объясняет Фатхи Осман, генеральный директор египетского TEZ TOUR. Кроме того, подешевела перевозка: по разным оценкам, ее стоимость снизилась на 30–50% по сравнению с уровнем лета прошлого года.
Все это и спровоцировало шквальный рост турпотоков из России. «Особенно в Хургаду, где цены априори ниже, не так жарко как в Шарм-эль-Шейхе, к тому же курорт больше приспособлен для отдыха с детьми: там песчаные заходы в море», – говорит Майя Мостовая. Из экскурсионных программ пользуются спросом круизы по Нилу: когда температура воздуха +40, до Каира и прочих культурно-исторических мест комфортнее добираться по воде.
Не ждали?
На египетском направлении – новые лица. В конце июля о своих видах на этот рынок официально заявила «Натали Турс», есть мнение, что ближе к осенним выставкам станет известно и о других дебютантах. Кроме того, активизируются компании, которые раньше оперировали по этой стране лишь для ассортимента. Например, GTI. «Зимой мы планируем поднять собственный чартер и, возможно, откроем в Египте представительство», – уточняет Али Ганиев, директор по развитию упомянутой турфирмы.
Старожилы не исключают, что новые покорители Египта воспользуются тактикой популистских цен. «В наступающем сезоне демпинг вполне вероятен», – считает Марина Риффель, S7 Tour.
Запасайся, кто может
Неожиданно высокий спрос раньше обычного вызвал известную «североафриканскую проблему» – овербукинг, который вообще-то характерен для зимнего сезона. В начале лета мест в отелях было достаточно, однако к 15 августа, по словам экспертов, активизировались немецкие и британские туристы, в результате возник дефицит номерного фонда. Уже было несколько случаев, когда клиентов из России отправляли не в те гостиницы, которые они забронировали. И это вполне может повториться. «Переселения наиболее вероятны в популярных отелях», – уточняет Марина Риффель.
Массового характера летний овербукинг пока не получил. Но туроператоры обеспокоены: если уже сейчас события развиваются столь бурно, что же будет осенью и зимой? «Мы наблюдаем эффект отложенного спроса со стороны Европы, – говорит Фатхи Осман. – Клиенты из Германии и Великобритании уже выкупают номера на осенние месяцы и могут сильно потеснить россиян».
Отечественные туроператоры запасаются комитментами на предстоящий сезон и заключают эксклюзивные контракты с большим количеством отелей. Кстати, есть объекты размещения, на которых клином сходятся интересы некоторых туроператоров. Так, Coral Travel и TEZ TOUR «столкнулись» в PickAlbatros Group. Раньше они продавали разные гостиницы сети на эксклюзивных условиях, однако в июле Coral полностью отказался от сотрудничества с PickAlbatros, по неофициальной версии, из-за того, что один из отелей цепочки решил работать с TEZом.
Больше двух миллионов
Рассуждая о предстоящем зимнем сезоне, участники рынка высказывают разные точки зрения, причем оптимистичнее всех настроены сами египтяне. Еще во время весенних выставок представители местных отелей и инкаминговых компаний, никогда раньше не работавших с Россией, активно искали партнеров, утверждая, что «никто не любит Египет так, как русские». Министр по туризму Египта Зухейр Гарана в одном из выступлений заявил: «В 2008 г. мы приняли 1 млн 800 тыс. россиян, а по итогам 2009 г. туристов из России будет еще больше».
Отечественные же эксперты полагают, что зимний сезон пройдет ровно, если в ценовом плане направление будет так же выгодно смотреться на фоне конкурирующих стран, как и летом. «Главное, чтобы не подорожало снова топливо и отельеры, несмотря на ажиотаж, остались бы к нам лояльными», – говорит Майя Мостовая. Кстати, туроператоры нажимают на эксклюзивы и комитменты еще и для того, чтобы при необходимости удержать партнеров от внезапного и резкого повышения тарифов. Пока участники рынка не сомневаются, что их инвестиции «в землю» оправдаются. Более того, они намерены увеличить объемы перевозки по сравнению с прошлым зимним сезоном. «Надеюсь, всеобщие амбиции не доведут нас до избытка предложения и ценовых войн», – подытоживает Светлана Голубничая.
Только не девяносто девять
По оценке экспертов, этим летом объемы перевозки в Египет примерно равны прошлогодним. Из Москвы в Хургаду летают самолеты а/к Red Wings, «Атлант-Союз», «Уральские авиалинии», «Трансаэро», «Вим-авиа», Nord Wind, S7 Airlines.
В Шарм-эль-Шейх – «Аэрофлот-Дон», Red Wings, «Уральские авиалинии», «Трансаэро», «Вим-авиа», «Оренбургские авиалинии», Nord Wind, «Авиастар», S7 Airlines. Почти каждый из крупных игроков ставит собственные чартеры. «Консолидации в среде конкурентов не наблюдается. Да этого сейчас и не требуется», – заметила Анна Подгорная, генеральный директор «Пегас Туристик». Наблюдатели полагают, что летом можно было бы даже расширить полетные программы. «Рынок в состоянии переварить и больший объем», – считает Марина Риффель, S7 Tour.
Однако увеличивать объемы воздуха специалисты по Египту не рискнули, помня о прошлогоднем летнем «кошмаре»: предложение значительно превышало спрос, «все вокруг горело», а билеты продавались по $99. «Лучше пусть все остается, как есть», – говорят туроператоры египетского направления.