Революции в Северной Африке и землетрясение в Японии вынудили круизные компании в срочном порядке перекраивать маршруты. Этот вроде бы логичный ход не обошелся без побочных эффектов.
Что на что меняли
В первую очередь подверглись корректировкам маршруты по Средиземному и Красному морям – наиболее востребованные и популярные на российском рынке. Примеры привела Елена Карманова, директор по PR и маркетингу компании «Виа Марис». С ее слов, вместо египетского порта Сафаги, израильского Эйлата и иорданской Акабы корабли направились в Турцию и к берегам греческих островов. Заходы в тунисские порты Бизерта и Ла Гулетт заменяли на посещение Валетты (Мальта) и Кальяри (Сардиния). Costa Cruises вообще отменила круиз, включающий проход через Суэцкий канал. Заметим, что Северная Африка исключена из маршрутов до конца осенней навигации, хотя европейцам уже разрешено посещать страны этого региона. Теперь о последствиях мартовской аварии на японской АЭС «Фукусима». В целях безопасности круизные компании отменили майские стоянки в северных портах страны, в том числе Йокогаме, Хакодате и Куширо. Туристов переориентировали на Корею и… Россию. А вот маршруты с посещением городов южной Японии – Нагасаки и Кобе – в некоторых случаях оставили без изменений. Например, Holland America Line направила партнерам такое письмо: «На юге ситуация иная, радиоактивные излучения туда не дошли, и путешествия в этот регион безопасны». Кстати, все та же Holland America Line пожертвует $25 тыс. японскому Красному Кресту во время захода своего лайнера в порт Кобе 2 мая.
Вынужденные замены в маршрутах понравились далеко не всем. По словам экспертов, были случаи, когда туристы хотели непременно посетить Карфаген во время круиза, и предложенная взамен Сицилия их не устроила. Тем, кто предпочел отказаться от поездки, полностью вернули деньги. «Партнеры пошли нам навстречу, поэтому мы смогли рассчитаться с клиентами без потерь», – говорит Валентин Елисеев, президент круизного центра «Нептун».
«Баксы» в подарок
Политические и природные катаклизмы отразились также на ценовой политике западных производителей круизов. Они выставили множество спецпредложений, в первую очередь по Средиземному морю. В том числе на пиковые даты. «Недельный круиз в мае можно найти за €300 при нормальной цене €700», – констатирует Валентин Елисеев. Задействованы и другие варианты стимулирования спроса. Например, начисление внушительной суммы на бортовой счет. После регистрации на лайнере клиент получает карточку, на которой уже имеется депозит $1000. Эти деньги нельзя забрать наличными, но можно использовать для расчетов во всех магазинах, ресторанах и барах лайнера. Еще один маркетинговый ход – «бессрочное раннее бронирование», позволяющее давать скидку до 50%. Как сообщил Михаил Фельдман, руководитель профильного департамента PAC Group, такая акция может действовать на некоторые заезды вплоть до даты отправления. То есть практически плавно переходит в SPO.
Тем не менее некоторые специалисты утверждают, что подобные методы стимуляции сбыта практиковались и раньше. А истинная причина нынешнего массового выброса SPO – в избытке судов. Дело в том, что в последнее время почти каждая круизная компания спускала на воду в год по два лайнера. Эти планы утверждались давно, строительство оплачивалось еще до кризиса, и замораживать его не имело смысла. Особенно старались Costa Cruises и MSC Cruises. Их яростное соперничество проявится не только в Средиземноморье, но и в Персидском заливе. Будущей осенью MSC выведет в этот регион свой лайнер MSC Lirica, а Costa Cruises в ответ – Costa Favolosa и Costa Mediterranea. В прошлом году по маршруту ходили два корабля Costa Cruises и один – Royal Caribbean. «Cоперничество наших европейских партнеров, Costa Cruises и MSC Cruises, нам в какой-то степени даже на руку, потому что борьба за потребителя ведет не только к снижению цен, но и к улучшению качества предлагаемых услуг», – рассказал Вениамин Сапожников, заместитель гендиректора компании «Магазин круизов и путешествий».
Главное – едут
По словам специалистов, результат маркетинговых усилий заметен: подешевевшие круизы пользуются спросом. Так, Елена Карманова отмечает, что только за январь и февраль этого года «Виа Марис» продала почти треть от общего количества круизов, реализованных в 2010 году. По ее словам, клиенты охотно покупают и сравнительно дорогие маршруты. Например, по Скандинавии, с ценником от €2000 за неделю. Возможно, причина в том, что этот регион кажется клиентам наиболее безопасным. Глубина бронирований на такие круизы приличная. По оценке Михаила Фельдмана, максимальная доходит до года. Для сравнения, средиземноморские вояжи клиенты бронируют зачастую за пару месяцев до даты отправления. Снижение цен привело и к уменьшению прибыли. «Даже жалко продавать за такие деньги», – посетовал один эксперт. Однако общее настроение участников рынка, несмотря на этот фактор, оптимистичное: «Главное, что люди все-таки едут. К тому же туроператоры ведь могут зарабатывать не только на продаже круизов, но и на экскурсионном обслуживании и обеспечении других сопутствующих услуг», – подвел итог Максим Радионовский, генеральный директор компании Breeze Line.
Кто следующий в Питер?
Конкуренция в сфере морских круизов растет и в Санкт-Петербурге. Напомним, год назад к Costa Cruises и MSC Cruises, чьи лайнеры традиционно останавливаются в Северной столице, добавился Princess Cruises. А с этого года круизы из Питера снова предлагает российский производитель круизов «Метрополис Круиз» (в прошлом сезоне в программе туроператора были круизы только из Сочи). В сезоне 2011 года он работает на теплоходе «Принцесса Дафна», специально зафрахтованном для российского рынка и значительно превышающем по размеру прошлогодний «Арион». «Мы стоим у истоков круизов из Санкт-Петербурга. Это очень удобный порт, поскольку из него возможны маршруты в Северную Европу, а летом на нее повышенный спрос. Также мы традиционно выполняем круиз вокруг Европы из Питера до Сочи. Кроме того, Санкт-Петербург – город, до которого легко и комфортно добираться россиянам», – говорит Ольга Килимник, директор компании «Метрополис Круиз».
Специалисты по круизам часто повторяют, что их бизнес – самый безопасный, стабильный и прибыльный. Однако последние события показывают, что все не так просто. По крайней мере, в вопросе прибыльности.